Лев Левянт: “Платить за ошибки дилетанта и обман мошенника придется в итоге артисту”

Директор гастрольно-концертного агентства «Л-концерт» Лев Левянт рассказал корреспонденту InterMedia об особенностях регионального шоу-бизнеса и перспективах его развития.

— Итак, отечественный шоу-бизнес. Плюсы, минусы, подводные камни?

- Отличительная черта российского шоу-бизнеса – это отсутствие инфраструктуры. В этом плане очень странно, что нет никакого развития на фоне других отраслей. Торговля, например, на наших глазах прошла путь от рынка с челночниками до фешенебельных торговых центров с брендами, которые знает весь мир. А нормальные концертные площадки можно перечесть по пальцам.

— Например?

- В регионах можно только воронежский «Event холл» вспомнить – удачный девелоперский проект, в ходе которого к торговому центру решили присоединить не традиционную развлекательную зону, а концертный зал, который позволяет принимать от двух до пяти тысяч зрителей, в зависимости от формата мероприятия. Это действительно многофункциональная площадка, которая может принять шоу самого высокого уровня – технически Event-Hall оснащен с учетом современных требований и стандартов. Годятся для серьёзных концертов реконструированный концертный зал в Красноярске, и ещё построенный в советские времена "Космос" в Екатеринбурге. Остальные - по 1000-1200 мест, что, конечно, не даёт возможности подавать билеты по доступным ценам.

— То есть, виноваты региональные бизнесмены, которые не хотят вкладывать в новые концертные залы?

Было бы жестокой ошибкой полагать, что отсутствие нормальных площадок - исключительно региональная проблема. Да, в Санкт-Петербурге, например, есть хорошие залы, но это по большому счету историческое наследие. В Москве после сноса концертного зала «Россия» осталось всего две закрытых площадки международного уровня – Кремлевский дворец и Crocus City Hall. Последний, кстати, можно отметить как единственный пока пример частных инвестиций в индустрию шоу-бизнеса – это практически единственный на сегодняшний день российский многофункциональный зал, способный принять больше 7.000 зрителей, отвечающий высочайшим мировым стандартам и способный подстроиться и под ледовое шоу, и под рок-концерт, и даже под боксерский поединок.

Арена очень востребована: здесь проходит по 200 концертов в год, поэтому инвестиции в ее строительство можно считать хорошим вложением. В данный момент полным ходом идет строительство многофункционального киноконцертного зала «Москва Сити», который сможет принимать от 1.500 до 4.000 зрителей. Хочется верить, что открытие новых площадок, отвечающих современным требованиям, превратится в тренд.

— Однако же этого до сих пор не происходит. Почему?

- Мне трудно понять, почему у нас так плохо с площадками, сценами и аренами: строительство концертного центра вряд ли намного дороже возведения очередного торгового центра, которых уже понаставили столько, что они стоят пустые. Просто схема «торговый центр – аренда – прибыль» проста и понятна, а модель «концертный зал – гастроли – деньги» еще не прижилась.

Лев Левянт и Стинг

— Не хотят ориентироваться на Запад?

- Тот факт, что на Западе шоу-бизнес давно входит в пятерку самых доходных видов деятельности, не является для российских девелоперов серьезным аргументом. Никто не хочет рисковать. Остается надеяться на рост экономики и смену трендов. В конце концов, с точки зрения шоу-бизнеса мы еще развивающаяся страна. Даже если говорить о городах, которые готовы принимать крупные концерты, их у нас не намного больше десятка: Ростов-на- Дону, Краснодар, Самара, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Сочи, Владивосток и Красноярск.

— И что же в итоге?..

- Сейчас ежедневно приходиться сталкиваться с парадоксальной ситуацией: искушенный российский зритель требует от нас концертов высокого качества, а у нас и предложить ему нечего, потому что ни площадок нет приличных, ни инфраструктуры, ни развитой транспортной сети. В таких условиях очень сложно развивать индустрию. И все это на фоне растущего внимания государства к нашей индустрии, которое уже вышло с инициативой о регулировании рынка, и в данный момент в разработке находится законопроект, который обяжет иметь в сообществе саморегулируемые организации.

— Что скажете по поводу этого законопроекта?

- Инициатива, безусловно, здравая, но многие опасаются, что это может перерасти в излишнюю заботу, жесткий контроль и бюрократию.

— Вернемся к концертам. Крупных международных артистов всё же в основном везут в Москву и Питер…

- «Заманить» в регионы звезду высокого класса мешают несколько факторов: огромные российские расстояния в сочетании с не очень хорошим уровнем развития транспортной сети, отсутствие достойных площадок и залов, и не очень высокий уровень жизни.

— Но в теории это реально?

- Когда у меня в очередной раз спрашивают, можно ли сделать тур по России с настоящей Большой Звездой, например Мадонной, я просто задаю собеседнику несколько простых вопросов: назовите мне гостиницы, в которых будет жить артист? Расскажите, как долго будет лететь или ехать его оборудование из столицы? На каких площадках пройдут концерты? Как долго будет проходить монтаж-демонтаж оборудования для шоу? И это я еще не спросил, сколько должен стоить билет на концерт той же Мадонны, чтобы она вообще начала задавать всем «простые» вопросы. Многое сложнее, чем кажется.

— Насколько сложнее?

- Вот несколько цифр, чтобы было проще представлять себе, о чем я говорю: чтобы просто перевезти оборудование, с которым Мадонна работала во время своего последнего большого турне, из города в город нужно 24 грузовика, 2 частных самолёта и 5 автобусов, в которых едут 106 монтажников и 200 тонн техники, которую нужно умудриться не повредить во время перевозки. А у нас, к примеру, от столичного «Крокус Сити Холла» до воронежского Event Hall больше 500 километров, а до казанской «Пирамиды» больше 800. И это не только к Мадонне относится: любимый всеми «Цирк дю солей» тоже 166 тонн «весит», а на монтаж оборудования нужно минимум два дня, во время которых труппа должна где-то жить. И требования к арене очень высоки: для шоу нужна сцена с люками, магнитными панелями и лифтом, способным поднимать больше 450 килограммов.

— Да, впечатляет. Простому смертному , очевидно, сложно представить себе промоутерские будни.

-Обычный день промоутера состоит из миллиарда звонков. Наша работа чем-то похожа на труд авиадиспетчера: необходимо держать в уме десяток рейсов и направлений, чтобы собрать все части паззла в красивую картинку. Чтобы самолет вовремя взлетел и приземлился без опозданий, чтобы оборудование доехало до концертного зала без поломок и задержек, а рабочие успели его собрать до начала концерта, чтобы артист не заболел в дороге, и так далее.


— Звучит как исключительная многоходовочка.

- Для тех, кто в этом бизнесе давно, проблем с такими паззлами нет, а вот тот, кто только начинает складывать картинки, обречен на ошибки. Это одна из причин, по которой работать лучше с проверенными компаниями, которые не предлагают артистам условий, которых не смогут обеспечить, в отличие от начинающих, которые готовы обещать золотые горы, ради заказа, и мошенников, которые в принципе даже и не собираются выполнять оговоренные обязательства. Платить за ошибки дилетанта и обман мошенника придется в итоге артисту, у которого на кону стоит репутация: зритель ведь не будет разбираться, кто прав, кто виноват.

— Как тогда провести удачное шоу и, как говорится, не облажаться?
- Верного рецепта удачного концерта не бывает: нужен опыт, наличие информации и еще раз опыт. Есть, конечно, «беспроигрышные» ставки: те же Меладзе или Лепс, например, свою тысячу зрителей всегда соберут. Молодые артисты больше зависят от настроения публики и других нюансов. Хорошо, что есть социальные сети, которые позволяют мониторить актуальную ситуацию. А вот на отслеживание потенциальных звезд не всегда хватает времени – это все-таки работа продюсера. Мы вступаем в игру, когда у артиста уже есть раскрученное имя и пора организовывать первые гастроли. Это очень важный момент: неправильно составленный график может привести к провалу, который способен поставить крест на карьере молодого таланта. И это еще один аргумент в пользу профессиональных промоутеров. Особенно, если учесть что сейчас для артистов гастроли – это один из основных источников дохода.

— И что же, есть для российского шоу-бизнеса свет в конце тоннеля?

- Все перспективы нашей индустрии напрямую связаны с развитием экономики в стране. Если в стране будет повышаться уровень жизни, будет расти и уровень концертов, и до инвестирования в концертные залы доживем. Хотя, я уверен, что в вопросе создания инфраструктуры нам не обойтись без государственного участия. А пока мы развиваем другие направления – зашли в билетный, например, бизнес и распространяем билеты на все мероприятия, которые проходят в городе и его окрестностях. Мне кажется, это сфера с большими перспективами развития.

Пятерка самых «стабильных» артистов России по версии Льва Левянта:

  • Валерий Меладзе
  • Григорий Лепс
  • Ирина Аллегрова
  • Филипп Киркоров
  • Би-2

Последние новости