«Ленинград» - «Новинки» **** (Слушать)

2016, «ШнурОК»

У Сергея Шнурова нет никакой необходимости выпускать альбомы. Ему ни к чему превращать релиз в информационный повод, поскольку такими поводами становятся любой его клип, песня, а то и пост в инстаграме. Да в принципе любая глупость, изречённая Шнуровым или выпущенная «Ленинградом», тут же активно тиражируется, и не только в сети. Поэтому альбом песен - да ну кому он нужен? Разве что тому, кому захотелось получить подборку свежих успехов Шнура, выложенных в одном месте.

Сложно понять, имел ли сам Сергей Владимирович отношение к выпуску «Новинок», но, судя по тому, как местами дико выглядит этот релиз - скорее всего, да. Дело не только в том, что в качестве издателя значится его лейбл «ШнурОК». Есть и другие парадоксальные доказательства. Так, «Новинки» - это не название альбома, а скорее аннотация к нему. Поскольку что-то нужно было дать в виде обложки, эту роль выполняет надпись «Сиськи» - так же называется самый свежий экранизированный Анной Пармас сингл «Ленинграда». При этом - вот уж сюрприз! - самой песни «Сиськи» в трек-листе нет: она здесь зашифрована под названием «Преображение». Безумных маркетинговых ходов никто не отменял, а песня, увы, оказалась гораздо менее прилипчивой, чем «Экспонат» («Лабутены»). Несмотря на богатство темы и проникновенный видеоряд, мы пока не наблюдаем добровольческих отрядов, хором подпевающих «Сиськам» - как-то там особенно нечему подпевать, по шнуровским меркам песня получилась неудачной.

Другие 24 трека - относительно свежие, хотя и уже известные. Концепции у сборника нет: это именно что «срез творчества» за последние пару лет. Судя по «Новинкам», Сергей Шнуров вообще ничего не пишет «в стол» и не прячет от общественности «неудавшиеся дубли». Четверостишие про покемона, правда, в подборку не включено, но песен, в которых «Ленинград» перетирает много раз перетёртые темы и применяет вариации пяти-шести любимых слов, здесь хватает. От сокращения раза в полтора, а то и в два альбом вряд ли бы сильно потерял. Но, может, метод Шнура и заключается в том, чтобы дать слушателю всё богатство выбора? А уж аудитория сама выберет себе «Экспонат» по вкусу... Однако на этом альбоме количество не переходит в качество, тайных, ранее не замеченных хитов не обнаруживается (кроме разве что песни «Родная» с блатным надрывом а-ля Высоцкий), и хронометраж в какой-то момент становится врагом пластинки, особенно если учесть, что самые знаковые треки сгруппировались в первой части. В песнях, написанных от женского лица, Сергей Шнуров преувеличенное внимание уделяет брендам и шопингу, да и у его мужских персонажей примерно одно на уме. Иногда получается великолепно, как в «Экспонате», иногда грубо, но смешно, как в «Дорожной», иногда философично, как в «В Питере - пить», иногда едко, как в «Фиаско», посвящённом запрету мата. При этом много песен на этом сборнике наводят на мысли о том, что иногда шнуровскому фонтану красноречия нужно давать отдыхать.

Но куда там заткнуть фонтан, если тебя разрывают на части предложениями от Первого канала и утренней версии «Спокойной ночи, малыши!»? Даже в написанной на заказ композиции «С добрым утром, малыши!» для детской телепередачи Шнуров не столько заявленный Бармалей, сколько привычный Шнур. С его лёгкостью пера песен у «Ленинграда» хватит на любой случай - проблема только в том, что слушатель может в какой-то момент получить передозировку.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости