Баста – «5» *** (Слушать)

2016, Национальное музыкальное издательство по лицензии Gazgolder

Почему Басте понадобилось разбивать свой пятый альбом на две части и выпускать по очереди? Песен там в общей сложности всего 23, вполне поместились бы на один диск, поэтому единственное объяснение, которое приходит в голову, сводится к следующему: видеть свои пластинки сразу на двух строчках чарта iTunes приятнее, чем на одной, вот и всё. За время, прошедшее с момента выхода четвёртого альбома, Василий «Баста» Вакуленко стал настоящей поп-звездой: огромные залы он собирал и раньше, но, прозаседав сезон в жюри «Голоса», он получил тотальную узнаваемость. Вряд ли все телезрители ломанутся на его следующий концерт в «Олимпийском», но среди публики Василий наверняка увидит много новых лиц. Телевизионная популярность всерьёз отразилась и на содержании пятого альбома Басты. По принципу наполнения эту пластинку очень сложно отличить от, например, диска Тимати «Олимп» (при всей разнице в творческих подходах). Здесь тоже масса дуэтов, музыки из фильмов, а также треков, которые были раскручены задолго до выпуска альбома. Таким образом, вместе с пластинкой (в данном случае – с пластинками) поклонники получают пяток-другой уже знакомых и полюбившихся песен, несколько композиций, явно метящих в будущие хиты, ну, и всего несколько вещиц, которые можно назвать «корневыми»: речитативы без мелодических кружев, жёсткие темы треков Басты - выходца из сурового Ростова-на-Дону - вступают в непримиримый бой с творчеством Басты, давно обустроившегося в Москве и в поп-тусовке, и выглядят всё более экспериментальными. Так почему-то происходит практически со всеми рэперами, познавшими реальную популярность, выходящую за рамки субкультуры. Им в субкультуре тоже становится тесно – что можно наблюдать по дуэтам Василия Вакуленко с Полиной Гагариной, Дашей Чарушей или подопечным по «Голосу» Олегом Майами, смешным шлягерам типа «Выпускной (Медлячок)» и выбору объектов для кавер-версий. Например, к «Чёрту» Александра Галича Баста даже не стал вопреки рэперской традиции дописывать какой-нибудь речитативный куплет: вместо этого он полностью оставил оригинальный текст, переработав бардовскую классику в блюзово-шансонном духе. (К слову, когда Василий устраивал премьеру кавера на YouTube, автором он веско и лаконично указал Галича – без имени и прочих объяснений: непосвящённые, должно быть, решили, что это какой-то авторитет, возможно, криминальный.)

Несмотря на настигшую массовую популярность, Баста не хочет терять и давних поклонников, которые, возможно, не одобряют все эти заигрывания с попсой, мелодиями и пением. Поэтому некоторые треки на этих альбомах нарочито речитативные и некоммерческие – например, семиминутное вступление «Интро (Моё время в пути)», где Баста даже позволяет себе ненормативную лексику. При этом Василий очень недурно для рэпера поёт и понимает, что грех это не использовать. В итоге две пластинки под общим номером 5 представляют собой по сути сборники, демонстрирующие разнообразие творческих интересов артиста: наблюдать за этим любопытно независимо от собственных музыкальных пристрастий – хотя хитовых вещей здесь могло быть и побольше.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости