«Разрушение»: До основанья – а затем… ***

Психологическая драма «Разрушение» выйдет в российский прокат 30 июня. Режиссер: Жан-Марк Валле. В ролях: Джейк Джилленхол, Наоми Уоттс, Крис Купер и другие.

Брак финансиста Дэвиса Митчелла (Джейк Джилленхол) с педантичной Джулией трещит по швам. В машине они в очередной раз вяло переругиваются по поводу протекающего холодильника, но назревающую ссору прерывает авария. Дэвису удается выжить, а вот его «вторая половина» погибает мгновенно.

Узнав о смерти жены, мужчина первым делом идет покупать в больничном автомате шоколадку. Кажется, само мироздание пребывает в шоке от столь неадекватной реакции на трагедию, поэтому автомат не срабатывает. Не удовлетворившись этим «знаком свыше», упрямый Дэвис начинает строчить одну за другой жалобы в обслуживающую вендинговую компанию, попутно излагая в этих официальных документах события своей жизни. На запросы откликается сердобольная сотрудница компании Карен (Уоттс). Она решает оказать клиенту помощь не только по официальным каналам.

После триумфального «Левши» Джейк Джилленхолл как-то свыкся с амплуа страдающего вдовца, планомерно занимающегося саморазрушением. Правда, если его боксер Билли Хоуп истово любил застреленную жену, то новый герой вовсе не уверен в своих чувствах. Природа его прострации до конца не поддается объяснению, поэтому переживания во многом иррациональны, что автоматически относит «Разрушение» к категории «кино не для всех».

У Александра Куприна есть замечательный рассказ «Воробей» на похожую тему. Аристократ хоронит жену, пребывая в некоем ступоре. Вместо того, чтобы всецело отдаться горю, он равнодушно рассматривает ползающую по лицу покойной муху и недоумевает, откуда здесь взялось это насекомое? Нелепый вопрос целиком и полностью завладевает его сознанием, отодвинув на периферию восприятия всю траурную церемонию. И лишь когда на свежую могилу садится воробей и сотрясает воздух громким чириканьем, герой вдруг возвращается к горькой реальности.

Пробуждению Дэвиса посвящена вся лента «Разрушение» - с тою лишь разницей, что глубоко «заснул» он еще при жизни своей благоверной, отдавая все силы нелюбимой работе. Социальный подтекст в фильме не менее важен, чем психологический, и это отнюдь не идет на пользу повествованию. Инженер людских душ Жан-Марк Валле на сей раз так и не смог отдать предпочтение какой-то одной линии, размениваясь на мелочи и оттягивая долгожданный катарсис. Отсюда – досадные сценарные огрехи, вроде не до конца раскрытого характера Карен, которая в последней трети картины вдруг куда-то резко исчезает.

Патологическая страсть вдовца к разрушению по-человечески понятна, но ей не предусмотрели должного противовеса, из-за чего «Разрушение» выглядит не очень удачным продолжением «С меня хватит» и «Бойцовского клуба». Фильму насущно не хватает созидания, которому, возможно, стоит посвятить сиквел. Но кто ж такое будет смотреть, раз даже дантовский «Ад» гораздо популярнее «Рая»?

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости