Жан-Мишель Жарр - «Electronica 2: The Heart of Noise» **** (Слушать)

2016, Music Affair Entertainment/Sony Music Entertainment Germany

Во всех энциклопедиях Жана-Мишеля Жарра называют пионером электронной музыки, и в этом определении он умудряется совмещать оба основных значения слова «пионер». Один из первооткрывателей жанра - да, безусловно, но вместе с тем и поразительно творчески бодрый для своих шестидесяти семи «юный пионер», с энтузиазмом берущийся за новые амбициозные проекты. Жарр по-прежнему горазд устраивать грандиозные концертные шоу, подобные тем, которое на 850-летие Москвы стало причиной самой большой пробки, которую знала столица России в 90-х. (На шоу я тогда не присутствовал, но мощь таланта Жана-Мишеля оценил, находясь в этой самой пробке по пути с собственной свадьбы; весь Ленинский проспект заполонили расходящиеся с концерта пешеходы.) Помимо этого, Жарр сейчас не на шутку увлечён скрещиванием электронной музыки с актуальной попсой. Вышедшие за последний год два масштабных сборника «Electronica 1: The Time Machine» и «Electronica 2: The Heart of Noise» представляют собой серию коллабораций Жарра с другими значительными музыкантами. Причём новомодные исполнители вроде Бейонсе и Рианны в списках не значатся - калибру электронного пионера больше соответствуют Pet Shop Boys, Primal Scream, Yello, Гэри Ньюман и т.д. Весьма впечатляет, насколько музыка Жарра способна подстраиваться под стилистику партнёров. И можно только удивляться совсем не пенсионерской широте музыкальных интересов Жан-Мишеля.

Диск открывает двухчастная инструментальная композиция «The Heart of Noise», где композитор как бы вводит в мир своего звучания тех, кто почему-то подзабыл его музыку. Ну а потом начинаются разномастные дуэты. «Brick England» - новый хит для Pet Shop Boys, «These Creatures» с Джулией Холтер - «эльфийская» композиция в духе Cocteau Twins или даже Enigma, «As One» - легкомысленная переделка старой песни Primal Scream. «Here for You» с Гэри Ньюманом уже заставила меломанов фантазировать на тему возможной коллаборации Жарра с Depeche Mode. Ну а мастеру пафосных киномелодий Хансу Циммеру в «Electrees» Жан-Мишель предлагает космически-электронный вариант аранжировки.

Большой резонанс заранее вызвал трек «Exit», в котором использован голос Эдварда Сноудена. Музыка вполне соответствует ожиданиям - композиция просится в саундтрек к динамичному шпионскому триллеру. «What You Want» демонстрирует удачный эксперимент Жарра в озвучании рэпа, причём речитатив читает скандальная Пичиз. С мрачным Себастьяном Телье Жан-Мишель соорудил вполне удобоваримую «Gisele», а в дуэт с группой Orb «Switch On Leon» добавил терменвокс и отрывок лекции изобретателя Льва Термена (на русском языке).

В общем, это не тот диск, который можно слушать фоном, погружаясь в обволакивающие звуки. Амплитуда интересов Жарра настолько широка, что нужно будет то и дело заглядывать в трек-лист с вопросом, «а это он с кем ещё». Впрочем, безумцев из Yello в «Why This, Why That and Why» вы наверняка узнаете и так, хотя они и предстали в этом номере в непривычно усталом виде. А вот техно-композиция «The Architect», записанная с Джеффом Миллзом, и отвязное диско «Swipe To The Right» с Синди Лопер определённо потребует обращения к справочнику.

А для тех, кому всего этого покажется мало, альбом замыкает 74-минутный «Continuous Mix», в целом повторяющий весь только что пройденный материал. В физических релизах он полностью занимает второй диск издания.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости