Леонид Федоров: «Можно искать смысл, а можно не искать и получать удовольствие»

О ПИРАТСТВЕ

— Меня вообще никак не заботит. И вообще, мы делали это не для того, чтобы с пиратством бороться, а для того, чтобы всем было классно, весело и интересно.

О СТРОЧКЕ «И УЖЕ НИКОГДА НЕ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД»

— Нет, ну это же песня, а не дневник или манифест. Понятно, что ничего нельзя вернуть назад. И слова в этой песне означают буквально то же самое. Можно рассматривать с философской точки зрения, можно буквально, можно — с точки зрения фэнтези, например. Контекст разный всегда может быть. Для меня это просто слова песни, которые хорошо поются в этой мелодии. А что они будут означать? Да лучше, чтобы они вообще ничего не означали. Для меня песня — это мотив, мелодия и слова. И все вместе это создает настроение, которое передается людям. Другое дело, что можно искать смысл, а можно не искать и получать удовольствие. Если вы пьете водку с огурцом, вы же не думаете, что в этом должен быть какой-то смысл. Или когда вы купаетесь в море или идете под дождем. Вы же не думаете про смысл, вы просто живете. И смысл песни для вас ведь может меняться с течением времени.

Предназначение искусства в том, чтобы обострять наши чувства, чтобы мы могли ощущать жизнь полнее, получать от нее радость. А искать смысл в искусстве — ну это же не учебник геометрии.

ОБ ЭМОЦИЯХ ОТ СОБСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

— Мне просто нравится ее играть. Даже, если честно, стало интереснее, чем 20 лет назад. Больше стала интересовать сама музыка, стал больше обращать на нее внимание. Раньше больше нравилось придумывать что-то, сочинять, а играть мне не всегда хотелось. Еще было некоторое инфантильное очарование самой сценой. Она меня манила, мне хотелось быть на сцене. Но я бы не сказал, что мне нравился сам процесс музицирования. Сейчас же наоборот.

О ВЛИЯНИИ СЕГОДНЯШНЕЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ НА МУЗЫКУ

— Наверное, людям стало тяжелее ходить на концерты, но я не думаю, что это как-то влияет на музыку. Для нас, во всяком случае, ничего особо не поменялось. Мы продолжаем играть в свое удовольствие.

Если говорить обо всем этом в каком-то глобальном смысле, то я не вижу и никогда не видел в нашей стране музыкальной индустрии. То есть у нас есть любители определенной музыки, но нет системы, нет, так скажем, предприятий, которые бы занимались выпуском различной музыки для разных категорий слушателей. Соответственно, нет никаких продюсерских центров, которые бы отбирали музыку, выводили на рынок новых артистов. Я не имею в виду поп-музыку и определенный контингент музыкантов. Найти зарубежную музыку любого жанра в интернете и следить за ней довольно просто, потому что индустрия в других странах существует, а у нас нет. На Западе, если я захочу послушать, например, авант-джаз, я через минуту в интернете смогу найти кучу сайтов, где можно такую музыку послушать, купить пластинки и узнать, где и когда ближайшие концерты. И так с любым жанром.

Можно говорить, что качественной музыки нет, но ведь спрос всегда рождает предложение. А если люди варятся в своем соку и делают музыку для своих друзей, то шансов выйти на какой-то рынок у них вообще никаких нет. Тогда о каком качестве может идти речь, если нет среды и нет индустриализации?

(Артем Соколов, «Афиша-Daily», 23.05.16)

Последние новости