«Тропы не врут» - «Точка сборки» ***

2016, «Тропы не врут»

Как сказала Нина Андреевна Орлович про Савву Игнатьевича Ефимова, «есть в нём нечто подлинное». Цитата сценариста «Покровских ворот» Леонида Зорина в последнее время нечасто приходит на ум применительно к рок-музыке. Современному состоянию дел в жанре куда лучше соответствует свежая цитата басиста Red Hot Chili Peppers Фли:

— Когда в молодости я сказал, что хочу играть в рок-группе и зарабатывать этим на жизнь, мне говорили, что я чертов сумасшедший и что я никогда не устроюсь на приличную работу. «Ты разрушаешь свою жизнь», — говорили мне. Теперь же, если ты решаешь, что собираешься стать рок-звездой, это выглядит примерно так: «Отлично, вот тебе имидж-консультант, юрист и менеджер, посмотрим, что тут можно сделать. Прекрасный способ заработать денег, дружок».

«Нечто подлинное» сложно рассмотреть даже в лютых на вид «альтернативщиках» - как-то чувствуется, что они видят в своей музыке не миссию, а какой-то бизнес-проект. Может быть, не такой прибыльный, как поп и шансон, но всё равно просчитанный. Возможно, поэтому всякое исключение выглядит вызывающе и обращает на себя внимание. Именно поэтому до сих пор слушают «Гражданскую оборону» и «Последние танки в Париже» и не могут оторваться от альбомов группы «Анимация», которая играет, как в 90-е, зато честно и на разрыв.

Полку подобных редких коллективов, похоже, прибыло. Саратовская группа «Тропы не врут» интригует уже одним своим названием. Эффект усиливается, когда узнаёшь, что команда себя характеризует как хард-бард-бэнд, а раньше она называлась «Турбаза «Волчья». Лидер группы Алексей «Belozer» Илюшин откровенно признаётся, что тексты в творчестве коллектива стоят на первом месте (и это в то время, когда большинство русских рокеров как бы стесняются главенства стихов над музыкой). Дебютный альбом «Точка сборки» - это по сути сборник лучших песен за последние три года: ранее они выходили на синглах, а теперь изданы под одной обложкой на лонгплее.

Тексты - да, интересные, но Алексей Илюшин скромно умалчивает о такой важной составляющей успеха, как подача. «Нечто подлинное», какая-то отчаянность есть в его интонациях, но почти летовская безысходность сочетается с шахринской душевностью - и это выглядит непривычно и странно, но довольно завораживающе. Без обвинений во вторичности «Тропы» не останутся, но искренность вполне компенсирует этот недостаток. Верное настроение задаёт уже первая песня «У кукушки в гнезде» и следующие - «Ассоль», «Ненадолго» с утверждением «смерть - это не надолго, смерть - это навсегда» и «Баба Зина». В последней можно расслышать, что Алексей Илюшин не чужд регги-аранжировкам, да и в текстах удачно сочетает трагическое и комическое: «Баба Зина остановит не только коня, а любую скотину». Впрочем, безысходный «Пессимизм» идёт «Тропам» куда лучше, ведь «Соловей питается червями». В «Холодец» группа подкладывает фольклорных интонаций, а «Глазки синие» в определённой аранжировке могла бы зазвучать как русский шансон.

Вторая половина альбома вообще выглядит гораздо более легкомысленно, демонстрируя и такую грань таланта Илюшина. Правда, когда он поёт про «Джунгли», «Енота», «Пингвина» (совместно с записным юмористом Василием Уриевским) и охоту «Без ружья», звучит это не столь ярко. Видимо, шутников и без «Троп» хватает, а вот искреннее пение на разрыв на трагические темы сейчас в дефиците - поэтому первая половина пластинки цепляет гораздо сильнее.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости