Борис Барабанов: «Есть мнение, что нынешнее лето — последний бой организаторов зрелищ за зрителя»

О КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Концертно-зрелищную деятельность сегодня обсуждают много и активно. Достаточно вспомнить недавние баталии по поводу законопроекта "Об основах предпринимательской деятельности организаторов зрелищных мероприятий в Российской Федерации". Окончательной определенности с этим документом пока нет, а тем временем на рынок надвигается новая инициатива — законопроект "О единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о проводимых зрелищных мероприятиях". Эти попытки привести организацию мероприятий к единым стандартам на самом деле и в первую очередь сообщают стране, что рынок зрелищ в принципе есть, что он живет по законам, которые сам же во многом и сформировал, и стоит только тронуть одну из его ветвей, как проявится множество узких мест и застарелых проблем. Но главная проблема в том, что сама эта деятельность в сложившейся экономической ситуации практически теряет смысл.

Музыканты, в цифровую эпоху чуть ли не лишившиеся заработка на продаже своей музыки, уповают на промоутеров и организаторов фестивалей, которые могут помочь им продать билеты на концерты. Но получается это все реже. "В последние два-три года сильно упало посещение концертов, и те сборы, которые были лет пять назад, уже являются абсолютной фантастикой — рынок промоутеров находится в нелегком финансовом состоянии." Это цитата из выступления гендиректора ассоциации "Союзконцерт" Андрея Матвеева (одного из авторов упомянутого законопроекта "Об основах предпринимательской деятельности...") на недавнем круглом столе, проведенном в Торгово-промышленной палате в рамках форума "Интеллектуальная собственность — XXI век". По словам Матвеева, "при нынешней себестоимости мероприятия рентабельность его проведения находится в районе нуля, в лучшем случае — с небольшим плюсом".

Тем не менее российские промоутеры, привыкшие зарабатывать на больших фестивалях и гастрольных проектах, в этом году не сбавили обороты. Если прошлым летом некоторые проекты пропали с карты летних зрелищ, то в нынешнем году подобных потерь нет — прошлогодний список не изменился. В Москве будут Bosco Fresh Fest с Азилией Бэнкс и Hercules and Love Affair, Ahmad Tea Music Fest с Пи Джей Харви и новый фестиваль "Ласточка" с FKA Twigs. В Санкт-Петербурге — "Стереолето" с Sigur Ros, под Нижним Новгородом в третий раз состоится Alfa Future People, в Тверской области — "Нашествие". Под раскрученным брендом "Максидром" этим летом на стадионе "Открытие Арена" выступит Rammstein, там же в рамках фестиваля Park Live пройдут концерты Red Hot Chili Peppers и Ланы Дель Рей.

Такой шквал событий не то чтобы совсем опровергает тезис о полном упадке в концертной индустрии. Есть мнение, что нынешнее лето — последний бой организаторов зрелищ за зрителя. Впрочем, некоторые из упомянутых мероприятий устраиваются целиком на спонсорские деньги. Значит, такие деньги на рынке имеются, и этот факт ослабляет апокалиптические предчувствия. Кто-то из промоутеров и вправду бросается на амбразуру, как в последний раз. А кто-то ищет новые экономические формулы и новые территории.

ОБ «УСАДЬБЕ ДЖАЗ»

Фестиваль "Усадьба. Джаз", который ежегодно проводился в подмосковной усадьбе Архангельское, пережил эксперимент с городской пропиской. Прошлогодний опыт с Царицыно оказался провальным, обещанная городским начальством помощь не поступила. В этом году "Усадьба. Джаз" возвращается на историческую родину, что должно вернуть доверие многолетних поклонников этого роскошного джазового пикника. И тем не менее уверенности в экономической состоятельности проекта у его организаторов из агентства "Арт-мания" нет. В какой-то момент главе агентства Марии Семушкиной пришлось просто переступить через себя и организовать сбор средств на краудфандинг-платформе Planeta.ru.

Пока с краудфандингом у "Усадьбы" не очень складывается. За 24 дня до окончания сбора средств в поддержку фестиваля ситуация была такой: в кассу кампании пришло 198 тыс. руб., а цель кампании — собрать полтора миллиона.

Зато у "Усадьбы. Джаз" прекрасно складывается судьба в российских регионах. Формулировка "артист поехал" на сленге музыкальных менеджеров означает, что у молодого исполнителя после промокампании сформировался гастрольный график. Так вот, в данном случае "поехала" "Усадьба. Джаз". Нынешним летом фестиваль пройдет в шести городах. Причем это не франшиза, региональные организаторы приглашают именно сотрудников "Арт-мании" и делают фестиваль именно под этим названием.

О «КУБАНЕ»

Совсем по-иному сложилась история "Кубаны", фестиваля, для которого характерно парадоксальное сочетание альтернативной рок-музыки и звезд советской эстрадной песни. Музыкальный форум долго жил в Краснодарском крае, потом был вынужден искать новое пристанище. В прошлом году организаторы рассчитывали обосноваться в Калининграде, однако под давлением местной общественности распрощались и с этой возможностью делать фестиваль в России. Официальным обоснованием отмены была "невозможность провести фестиваль с должным уровнем безопасности". "Кубане" пришлось искать место за рубежом. Продюсер фестиваля Илья Островский рассматривал кроме прочего Грузию, тогда же возникла идея пригласить на роль "специального гостя" Вахтанга Кикабидзе. В итоге фестиваль эмигрировал в Ригу — в этом году "Кубана" пройдет там во второй раз.

В программе — сразу несколько имен, которые сегодня сложно представить на афишах в России. Это "Воплi Вiдоплясова" во главе с Олегом Скрипкой, у которого в последние годы сформировалась стопроцентно антироссийская политическая позиция. Это Сергей Михалок, революционно настроенный предводитель Brutto и "Ляписа Трубецкого". К слову, на "Кубане" его состав исполнит песни из репертуара обеих групп, что, конечно, должно привлечь русскоязычную публику. И, наконец, уже упомянутый Вахтанг Кикабидзе, 77-летний герой всего постсоветского пространства, категорически отказывающийся ездить с гастролями в Россию после конфликта 2008 года.

О «МИГРИРУЮЩИХ» ФЕСТИВАЛЯХ

К слову о Грузии — там в этом году также реализована затея "мигрирующего" фестиваля классической музыки, и опять российскими промоутерами. Название проекта — Map the Music ("Отметь музыку на карте"), он дебютировал в Тбилиси. Авторы проекта — виолончелист Борис Андрианов, бизнесмен Илья Левитов, певец Георгий Юфа и директор по маркетингу LavkaLavka Мария Жилина. Концепция Map the Music состоит в том, что фестивальные выступления проходят не в концертных залах, а в самых неожиданных точках города — на площадях, в заброшенных заводских цехах, парках. Музыканты выступали в Саду роз, на площади у Театра марионеток Резо Габриадзе и в Театре имени Шота Руставели. В планах Map the Music — "выступления артистов в норвежских фьордах, в замках в долине Луары и на берегу Северного Ледовитого океана".

Таким образом, музыкальный фестиваль, будучи частью зрелищной индустрии, является еще и субъектом туристической отрасли. "Специальным предложением" становится не эксклюзивная возможность послушать конкретного артиста — эксклюзивного в гастрольной индустрии вообще с каждым годом все меньше. В этом формате крепко сплетены удовольствие от встречи с искусством и прелести необычного путешествия. Легко представить себе в той же связке гастрономические впечатления и дегустацию местного алкоголя.

В этом направлении уже движется "Клуб путешествий Михаила Кожухова" — организует поездки на музыкальные мероприятия. При этом компания формирует малочисленные мобильные группы туристов, для которых легко аранжировать программы тура в ходе обсуждения в соцсетях. А на роль гида, или, как говорят в клубе, души компании, выбирают человека, ассоциирующегося с музыкой. Например, продюсера и радиоведущего Михаила Козырева, который этим летом везет группу туристов на шоу AC/DC в Лондон, "захватывая" по дороге концерт Стива Вая. В послужном списке Козырева уже есть несколько таких музыкальных туров, причем клиентам компании обязательно предлагается некий закулисный, специальный контент. Например, во время путешествия в Будапешт на фестиваль Sziget его подопечные побывали еще и на квартирнике группы "Дети Пикассо", а в программе тура "Майская Грузия" значилось выступление группы "Мгзавреби".

(«Коммерсантъ», 16.05.2016)

Последние новости