Владимир Панченко - «Побудь со мной» ** (Слушать)

2016, М2БА

Найдя в сети этот альбом, я себе пометил «послушать Панченко». Через три-четыре дня обнаружив эту запись, я долго не мог вспомнить, что это за Панченко и почему его надо слушать. Пришлось запускать поисковик, чтобы найти ответ на эти вопросы. Чтобы читатели не попали в то же положение, я им сразу сообщу, что это бывший участник проекта «Фактор-2». Да вы его, наверно, узнаете, посмотрев на обложку.

Что касается «Фактора-2», то это одно из самых загадочных явлений в русской поп-музыке начала XXI века. В их истории странно примерно всё. Участники дуэта выглядели, как воспитанники школы для трудных подростков, но при этом проживали в Германии. Однако никаких следов европейской цивилизации в их песнях не присутствовало - напротив, произведения словно были родом откуда-то из-под Тольятти 90-х годов. Под своё продюсерское крыло «самородков» взял Сергей Жуков, причём на фоне «Фактора-2» его «Руки вверх» казались образцом хорошего вкуса и поэтической мысли. «Фактор-2» не особо светился в столицах, да и вряд ли мог рассчитывать там на серьёзный успех, зато в доверчивой провинции проект пошёл неплохо. Жуков и «Фактор-2» даже усилили эффект: поняв, что в нулевые годы восьмидесятническим «лоходэнсом» народ уже не особо проймёшь, каждый альбом группы записывался в двух вариантах - цензурном и матерном (то есть просто пошлом и пошлом в квадрате). Даже не знаю, нецензурные версии были рассчитаны на продвинутую провинцию или, напротив, на самую дремучую - но диски расходились очень хорошо, и на гастролях ребята тоже заработали.

Года через три контракт с продюсером продлён не был. Название «Фактор-2» осталось за Жуковым, который, впрочем, не то чтобы активно его использует. А бывшие лица проекты переименовались в «Илью и Влади» и попытались продолжить в том же духе - правда, уже без особого успеха. С 2013 года Панченко работает сольно. Насколько это у него получается, можете проверить на диске «Побудь со мной».

Тут уже никаких нецензурных экзерсисов нет, а сплошная лирика. Источники вдохновения у Владимира ничуть не поменялись: эти песни, выпущенные в 2016 году, можно принять как за забракованные треки группы «Руки вверх», так и за неизвестные записи Юры Шатунова или группы «Маленький принц». Панченко, похоже, искренне старался сделать так, чтобы и аранжировки не сильно отличались от характерных для 90-х годов, но это не вполне получилось: сейчас даже компьютеры не способны воспроизвести инструменты настолько плохо. Как бы то ни было, у трека «Ты плачешь по ночам» есть шанс обмануть организаторов и проникнуть на какой-нибудь ретро-фестиваль: это прям готовая «Песня-91». А в песне «Облака» есть не на шутку озадачивающая фраза «как леплю я из белой ваты и Тверскую, и Арбаты».

Тем не менее возникает вопрос, а кому такая музыка нужна в 2016 году? Если хиты «Ласкового мая» при всей их примитивности до сих пор радуют тех, кто танцевал под них на выпускном вечере, то старательные стилизации Панченко никаких тёплых ностальгических чувств у них явно не вызовут. А новое поколение, несмотря на невероятную идеологическую кашу в головах его представителей, музыку 90-х трескать как-то не торопится - привыкло к более качественным образцам. Так что тут придётся сказать не о том, что Владимир Панченко не хочет петь что-то другое, более современное и привлекательное, а просто не может. Это не вина его, а беда.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости