обложка альбома

«Телевизор» - «Путь к успеху» ** (Слушать)

2016, «Геометрия»

С этим альбомом 2001 года Михаилу Борзыкину сразу не очень повезло: диск должен был называться «7б» (по этой психиатрической статье косили от армии многие российские рок-звёзды), но яркое появление одноимённой группы разрушило замысел. Вынужденное название «Путь к успеху» резко сместило акценты со всевозможных психических отклонений на тему женской стервозности. Заглавной песней стала та, в которой Борзыкин далеко переходит грань женоненавистничества: «Путь к успеху - это тёплая трещина. Чтобы быть сверху, надо быть женщиной». Мало того, что подобные грубости сильно озадачили слушателей, так ещё и перетянули внимание с остальных композиций и других тем. Ту же тему продолжила песню «Укатала»: «Обернулась жирной медузой, затащила к себе в постель и трахала-трахала всю в тебе музыку, ехала трактором по живой мечте - укатала». До кучи достаётся «Алле Борисне», в лице которой в одноимённой песне лидер «Телевизора» разнёс и весь шоу-бизнес, и в очередной раз атаковал всех женщин. Благодаря этим ярким высказываниям остальные как-то потерялись - а более серьёзные враги вроде «кремляди» и «газпромбайтеров» на тот момент для Борзыкина ещё не были актуальны. Получается, что на «Пути к успеху» «Телевизор» яростно бьётся против слабого пола - что, честно говоря, не делает чести автору песен. По прошествии 15 лет наблюдать со стороны этот женоненавистнический пафос как-то особенно неловко (судя по тому, что из творчества Борзыкина эта тема пропала, он тоже ощущает, что переборщил).

«Геометрия», как всегда, очень внимательно подошла к переизданию. В толстенном буклете можно прочесть не только тексты песен, но и аннотации Михаила к каждой из них. Это довольно любопытно, и может возникнуть охота переслушать альбом повнимательнее. Но в этом случае вы в первую очередь получите подтверждение того, что это не самый везучий альбом, вышедший в не лучшие для «Телевизора» времена. Нервные тексты Борзыкина получили доморощенные, преимущественно электронные аранжировки и записанный на разных домашних студиях аккомпанемент. Честно говоря, это и в 2001 году производило впечатление несколько кустарного звучания, а теперь и подавно - тут уж надо быть упёртым фанатом, чтобы вникать в смысл, невзирая на саунд.

Но тут издатель изящно выкрутился из ситуации. Как водится, в переиздание вошёл ещё DVD с видеозаписью концерта «Телевизора» образца того же 2001 года. Если вы думали, что альбом плохо записан - посмотрите видео, качество картинки в котором лучше всего описывается термином «караул». Но фоне смутных пятен, изображающих, скорее всего, группу «Телевизор», аудиодорожка звучит относительно чисто. Предполагаю, что её взяли не с этого концерта, а с соседнего компакт-диска, уж больно резок контраст между изображением и звуком. Таким образом, переиздание иллюстрирует не определённый этап в творчестве Михаила Борзыкина, а скорее всевозможные технические (и репертуарные) сложности, с которыми он столкнулся на этом этапе.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости