Кинопремия «Ника» объявила лауреатов: победил «Милый Ханс, дорогой Петр»

29-я церемония вручения наград национальной кинематографической премии «Ника» состоялась 1 апреля 2016 года в Московском государственном музыкальном театре фольклора «Русская песня».

В начале вечера президент РФ Владимир Путин опубликовал торжественное обращение к гостям мероприятия и всем кинематографистам страны:

- Отрадно, что сегодня российские фильмы заслуженно пользуются высоким признанием зрителей, получают достойную оценку на международных кинофорумах. Такой успех – зримое свидетельство огромного созидательного потенциала отечественной киноиндустрии, таланта и мастерства режиссеров и актеров, сценаристов и операторов – всех, кто причастен к созданию кинолент.

Режиссер Юрий Грымов, побеседовавший с журналистами до начала награждения, высказался на тот же счет менее оптимистично. По его словам, российской киноиндустрии на самом деле не существует, а фильмы, номинированные в этом году на «Нику» и «Золотой орел», даже смотреть невозможно. Впрочем, под раздачу Грымова попал и «Оскар».

Ведущий Юлий Гусман начал вечер с воспоминаний об умершем 30 ноября 2015 года Эльдаре Рязанове. Градус грусти в зале повысился, когда после нарезки из культовых фильмов Михаил Ефремов зачитал посвященные великому режиссеру стихи. Затем на сцену вышел Андрей Кончаловский и объявил о начале награждения.

Победителем в номинации «Лучший неигровой фильм» стала лента «Валентина Кропивницкая: В поисках потерянного рая». Награду вышла вручать Татьяна Миткова.

За звание лучшей анимационной ленты в этом году сражались «Волк Вася», «Почему банан огрызается» и «Совы нежные». Победила работа Екатерины Соколовой про волка.

Лучшей работой художника признали «Конец прекрасной эпохи». Награду вместо Валентина Гидулянова вышел получать режиссер Станислав Говорухин, т.к. победитель «живет в другом государстве, отрезанном от нас».

На «Нику» за лучшую работу художника по костюмам претендовали Ольга Гусак («Ангелы революции»), Владимир Никифоров, Дмитрий Андреев («Орлеан») и Наталья Монева («Конец прекрасной эпохи»). Приз присудили г-же Гусак. Награду после церемонии ей передаст историк моды Александр Васильев.

За лучшую звукорежиссерскую работу отметили статуэткой Максима Беловолова («Орлеан»). Поздравлять его вышла Тамара Гвердцители.

За звание лучшего фильма СНГ и Балтии соревновались «1944» (Эстония, Элмо Нюганен), «Кавказское трио» (Грузия, Эльдар Шенгелая, Фуад Ибрагимбеков, при участии Теймураза Бутикашвили), «Небесное кочевье» (Киргизия, Мирлан Абдыкалыков); «Песнь Песней» (Украина, Ева Нейман) и «Покой нам только снится» (Литва, Шарунас Бартас). Почетная статуэтка в результате отправится в Киргизию, к создателям «Небесного кочевья» .

Очередную «Нику», на этот раз за лучшую операторскую работу, получил «Конец прекрасной эпохи» и лично Геннадий Караюк. Без приза остались «Под электрическими облаками», «Орлеан» и «Ангелы революции».

Следом еще одна награда отошла работе Станислава Говорухина. Открытием года признали Ивана Колесникова, исполнившего главную мужскую роль во все той же ленте об Андрее Лентулове.

После нескольких стихотворений, исполненных Владимиром Зельдиным, объявили еще одного лауреата. Фильм «Однажды в Ростове» был отмечен «за достижения в телевизионном кинематографе». За призом вышли сразу трое - режиссер Константин Худяков, продюсер Сергей Жигунов и актер Виктор Раков.

Далее прошло анонсированное еще в марте награждение Алисы Фрейндлих «за честь и достоинство». С 2016 года эта награда носит имя Эльдара Рязанова.

После затянувшегося перерыва и появления ведущей второго отделения Ольги Дроздовой специальный приз Совета Академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа вручили Народному артисту РСФСР, режиссеру Виталию Мельникову – об этом также было объявлено заранее. InterMedia напоминает, что лауреат создал такие фильмы, как «Семь невест ефрейтора Збруева», «Луной был полон сад», «Начальник Чукотки», «Старший сын» и «Женитьба».

Для вручения первой из главных номинаций на сцену вышел Дмитрий Певцов. Посокрушавшись о том, что сам он сегодня ничего не получит, артист объявил, что из троицы - Юлия Пересильд («Битва за Севастополь»), Яна Троянова («Страна ОЗ»), Ирина Купченко («Училка») – приз за лучшую женскую роль заслужила последняя. В фильме Алексея Петрухина она сыграла доведенную до отчаяния учительницу, пытающуюся донести до учеников веру в разумное, доброе и вечное несколько насильственными методами.

Инна Чурикова стремительно взяла «Нику» за лучшую женскую роль второго плана в фильме Василия Сигарева «Страна ОЗ». Мария Кожевникова («Батальон»), Мария Шалаева («Про любовь») и Роза Хайруллина («Милый Ханс, дорогой Пётр») остались ни с чем. В очень длинной благодарственной речи Чурикова особо отметила личность режиссера, нашедшую отражение в фильме, его особое чувство юмора и «способность остро чувствовать эту прекрасную жизнь».

За почетный статус исполнителя лучшей мужской роли второго плана в этом году состязались Александр Баширов и Владимир Симонов из «Страны ОЗ», а также Михаил Ефремов, засветившийся в «Про любовь» Анны Меликян. Последний, по словам Юрия Стоянова, и стал победителем. В благодарственной речи Ефремов отметил, что ему «по жизни везет с маленькими армянками». Он очень доволен своей ролью.

В номинации «Лучшая мужская роль» случился неожиданный поворот: приз получили сразу два актера – Данила Козловский («Духless 2») и Александр Яценко («Инсайт»). Если бы такой подход практиковала Американская киноакадемия, у ДиКаприо уже давно был «Оскар», и в этом году мы были бы лишены костедробительной интриги. Статуэтки за Козловского и Яценко забрали со сцены их продюсеры.

После музыкальной пятиминутки в исполнении Гоши Куценко Елена Яковлева вышла на сцену, чтобы объявить победителя в номинации «Лучшая музыка». Жюри выбирало из Мартина Жака, Алексея Айги («Орлеан»); Андрея Карасева («Ангелы революции»); Петра Тодоровского, Алексея Айги («В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе»). Двойные шансы Айги на победу оправдали себя: композитор получил приз вместе с Тодоровским.

Народный артист России и трехкратный обладатель «Ники» Андрей Смирнов вышел на сцену, чтобы вручить почетную статуэтку «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» главному редактору журнала «Искусство кино», кинокритику Даниилу Дондурею. Это предпоследняя из анонсированных заранее наград. Лауреат со сцены отметил, что в последняя время «выпускать ежемесячный бумажный журнал - не что иное, как самонадеянность».

Александр Миндадзе забрал приз за лучший сценарий. «Милый Ханс, дорогой Петр» обошел «Орлеан» и «Ангелов революции».

За звание лучшего режиссера соревновались в этом году Алексей Герман-младший («Под электрическими облаками»), Станислав Говорухин («Конец прекрасной эпохи»), Анна Меликян («Про любовь») и Василий Сигарев («Страна ОЗ»). Глеб Панфилов выждал паузу, чтобы назвать победителя - им стал Станислав Говорухин! Для «Конца прекрасной эпохи» это уже четвертая награда.

«Лучшим фильмом» в этом году могли стать «Батальонъ», «Битва за Севастополь», «Конец прекрасной эпохи», «Милый Ханс, дорогой Петр», «Про любовь» и «Страна ОЗ». Жюри не стало, как в случае с мужской ролью, оставлять нескольких победителей, так что самая почетная статуэтка из рук Вячеслава Тельнова и Андрея Кончаловского в итоге досталась ленте Александра Миндадзе. Итак, победитель – «Милый Ханс, дорогой Петр»!

После объявления последнего лауреата кинематографисты собрались на сцене для групповой фотографии и взаимных поздравлений. Дождь из конфетти ознаменовал окончание церемонии.

Последние новости