Права театральных режиссеров обсудили в Госдуме

Круглый стол, посвященный вопросу защиты авторских прав театральных постановщиков, прошел в Госдуме 1 марта 2016 года. В обсуждении приняли участие бессменный руководитель Ленкома Марк Захаров, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, создатель театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт и другие деятели, сообщает «Парламентская газета».

Участники круглого стола высказали позицию, что проблему режиссёрских авторских прав необходимо решать как можно скорее.

— Из-за отсутствия авторских прав с постановками иногда происходят чудовищные вещи», — заметил председатель Гильдии театральных режиссёров, худрук Александринского театра Валерий Фокин, отметив, что особенно часто это происходит с теми создателями постановок, которые работали по контракту. — Контракт заканчивается, режиссёр уходит из театра, а постановку начинают произвольно изменять.

По его мнению, объектом права в этом случае должна становиться режиссёрская партитура. Согласен с коллегой и Марк Захаров, заявивший, что профессия режиссера — «это уже не просто организаторская работа, это театральное созидание. А Александр Ширвиндт добавил, что наличие у постановщика авторского права должно стать аксиомой.

По словам художественного руководителя театра «Эрмитаж» Михаила Левитина, у вопроса нет простого решения, и он требует верного юридического обозначения. Свои предложения относительно терминологии высказали юристы.

— Вопрос в том, как вычленить среди художественных элементов спектакля вклад режиссёра, — рассуждает доцент ГИТИСа Марина Андрейкина, предлагая использовать для этого термин «композиция спектакля». Именно композиция и должна стать объектом авторского права.

С таким мнением не согласна начальник отдела Центра частного права при Президенте РФ Елена Павлова. Она напомнила, что сегодня в законодательстве права режиссёров учтены в разделе смежных прав на художественное произведение.

— Включать же работу режиссёра в раздел авторских прав, с точки зрения юридического языка, неправильно. Ведь у спектакля нет аудиовизуальной фиксации, он каждый раз исполняется как бы заново, — замечает юрист.

По результатам заседания была создана рабочая группа с участием ведущих театральных режиссёров страны. Они намерены добиваться равенства прав в защите интеллектуальной собственности на театральные постановки.

Последние новости