«Боги Египта»: Ну окей, пусть будет Египет ***

Показ фильма «Боги Египта» состоялся в кинотеатре «Каро Октябрь» 20 февраля 2016 года. Режиссер: Алекс Пройас («Я, робот», «Темный город», «Ворон»). В ролях: Джерард Батлер, Николай Костер-Вальдау, Брентон Туэйтс,Чедвик Боузман, Джеффри Раш и другие. В широкий прокат картина выходит 25 февраля 2016 года, ей присвоен возрастной рейтинг «16+».

Бог Сет убивает своего брата Осириса и захватывает власть над миром живых. Гор, сын Осириса, решает отомстить, но терпит неудачу и лишается своих глаз. Тем временем простой смертный, вор Бек, хочет вернуть к жизни свою возлюбленную. Для этого он решается пойти на сделку с Гором - помочь ему отыскать свои волшебные глаза и отомстить Сету.

Если на секунду отвлечься от измышлений Голливуда, то Сет, согласно древним мифам, всегда был не олицетворением зла или тьмы, а всего лишь богом смерти, войны и песчаных бурь, а также защитником чужеземцев. Он был покровителем царской власти в Верхнем Египте, тогда как в Нижнем Египте той же функцией обладал Гор. После объединения двух царств, когда культ Гора возобладал по всей стране, Сета слегка демонизировали, но богом зла по-прежнему считать не стали.

Впрочем, все это лишь культурологические тонкости, до которых нет дела среднестатистическому зрителю, пришедшему на громкий блокбастер. Проблема фильма не в вольной переработке мифологического материала, просто налицо кризис идей. Злодея не попытались здесь сколько-нибудь сложным персонажем, хоть мифы тому и способствовали. Вместо этого показали клишированного, плоского психопата, готового ради собственного бессмертия и на убийство остальных богов, и на уничтожение всего мира живых.

Как и злодей, Египет в фильме тоже никакой. В результате слишком вольного обхождения с мифами сеттинг размылся. Место действия нарисовано широкими мазками, поэтому понять, что зрителю показывают именно Древний Египет, можно лишь во время редких полетов по небу. Но когда камера переключается на ближний план, определить страну и эпоху становится невозможно. Перед зрителем предстанет и ладья бога Ра, больше похожая на стимпанковый мобиль, и Сет, разгуливающий в доспехах, больше подходящих римскому легионеру, и даже гора фэнтезийных бронелифчиков. Костюмы, соответствующие эпохе, есть лишь у нескольких персонажей. Казалось бы, все это мелочи, но из них образуется тот самый сеттинг – среда обитания героев.

Если вспомнить другую картину, связанную с древнеегипетскими легендами, – «Мумию» 1999 года или ее сиквел, – появится чувство погружения в мир мифа – оно возникало, даже несмотря на антураж начала двадцатого века. В «Богах Египта» этого ждать бессмысленно, здесь перед зрителем предстает пространство из самого типичного мира фэнтези, пустынную часть которого явно снимали в тех же локациях, что и последнего «Безумного Макса». Замените имена богов и их артефакты на любые другие – ничего не потеряется. Перед нами уже не древний миф, а лишь жалкий фанфик, типичное фэнтези в худшем его проявлении без единого стиля и возможности как-то выделиться среди других фильмов того же жанра. Казалось, сценаристы перед началом работы просто тянули жребий: «Что там нам выпадет сегодня? Скандинавская мифология? Греческая? Египетская? Ну окей, будем писать про Египет».

Прибавьте ко всему вышесказанному бешеную круговерть спецэффектов, рваный монтаж с вытекающим из него отсутствием связи между сценами и получите рядовой блокбастер, неспособный запомниться более, чем на один уикенд. Впрочем, чего еще ждать от людей, написавших сценарии к «Дракуле» 2014 года и «Последнему охотнику на ведьм»?

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости