Юрий Костин - «Радио» ***

2014, «ОЛМА Медиа Групп»

Самое начало 90-х. Молодой человек по имени Марк (не еврей, просто родители выпендрились), пытаясь познакомиться с девушкой у ДК МАИ, поражает её суперспособностью за пять минут достать шампанское. Секрет в том, что «шампанское» он добыл посредством смешивания дешёвого сушняка с минеральной водой из автомата. Девушка Галя почти готова оценить подвиг, но тут появляется её молодой человек Илья и вступает с Марком в жёсткий конфликт. Намечающуюся драку разгоняет милиция, от которой все трое спасаются на «жигулях» Ильи. После чудесного избавления из лап стражей порядка примирившаяся троица бухает на кухне у Гали, которая, как только её бойфренд засыпает, пытается соблазнить Марка. Тот внезапно проявляет стойкость и, превозмогая сильные усталость и опьянение, спасается бегством. Поймав такси, Марк пытается расслабиться и не говорить с водилой о политике, но зато вступает в бурную дискуссию о будущем отечественного радиовещания - разрушая всю правдоподобность описанной ситуации.

Молодой человек по имени Виктор (будущий друг и коллега Марка и явное альтер эго автора книги) отдыхает в деревне в Калужской области. От обычных деревенских развлечений его досуг отличается тем, что он много рассуждает со своими местными друзьями о том, что должно звучать по радио. И это тоже выглядит не очень правдоподобно. Впрочем, вы уже догадались, что все приёмы художественной литературы Юрию Костину нужны для того, чтобы признаться в любви и преданности к радио, точнее, к Радио, нет, лучше так: к РАДИО.

В этом, конечно, нет ничего удивительного. Перечитайте название книги и вехи биографии автора: президент холдинга Вещательная корпорация «Проф-медиа», генеральный директор «Радио 101», генеральный продюсер «Авторадио» и «Радио Энергия», генеральный продюсер фестивалей «Дискотека 80-х». Разумеется, без искренней любви к радио и даже фанатизма добиться всего этого было невозможно, поэтому людям, интересующимся радиобизнесом, эту книжку читать нужно обязательно. Из неё можно почерпнуть массу интересных сведений об истории отечественного FM-вещания, технических аспектах, секретах коммерческого успеха - но от этих профессиональных данных сильно отвлекают попытки книги иногда быть художественным романом. Флэшбеки, возвращающие почти 50-летнего героя в молодость и ключевые моменты профессиональной карьеры, не сходятся в одной точке, как полагается у профессиональных литераторов; диалоги звучат не очень естественно, причём не важно, о радио говорят герои или на посторонние темы (о любви, например). Ну и фанатизмом автора тем, кто слушает радио лишь изредка, проникнуться непросто, как и оценить его ощущение абсолютного счастья от удачно проведённой «Дискотеки».

Заметно также, что президент ВКПМ пока может писать далеко не всё, что знает - поэтому о 1993 годе он вспоминает ярко и подробно, а в персонажах несложно узнать некоторых диджеев «101», зато про наше время рассказывает бегло и общими словами. Тем не менее в книге внезапно затронута тема предотвращения Майдана с помощью Радио, а ближе к финалу содержится лёгкая критика того, как устроено в стране управление радиобизнесом. Особенно любопытно прочитать это сейчас, на фоне громких событий в «Русской медиагруппе».

Рита Скитер, InterMedia

Последние новости