Сергей Федотов: «Когда композитор Элтон Джон приходит в зарубежное общество получать десятки миллионов, он тоже недоволен, считает, что должен получать сотни»

О ШОТЛАНДСКОМ ЗАМКЕ

— У нас многие россияне покупают недвижимость за рубежом в качестве такого holiday home, то есть места, где проводить отпуск. Здесь немножко сломанный шаблон. Потому что многие покупают в Болгарии, кто-то - в Испании. Я слышал, депутаты любят Лазурный берег. А я купил в месте, где климат соответствует российскому. Там зимой минус 19. Что было, видимо, странным и было странно воспринято. А по ценам: вы сами понимаете, что это цена хорошей двухкомнатной квартиры в центре. Поэтому о чём тут говорить?

Конечно, легко написать, что человек, получающий 200 тысяч рублей, покупает за миллион замок. Сразу возникает вопрос: не на деньги ли авторов он его купил? Поэтому это очень удобно.

О БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ

— Мы всегда говорим о том, что пиратство - это актуальная проблема. Более того, ещё несколько лет назад мы стали говорить о том, что в интернете этот вопрос нужно решать как можно быстрее. Потому что мы в своё время упустили борьбу за рынок физических носителей (пластинок, кассет и так далее). И не хотелось бы, чтобы то же самое творилось в интернете. Поэтому мы постоянно предлагаем какие-то инициативы, связанные с защитой прав именно в вопросах пиратства. Я считаю, что это несправедливо. Мы много на этом поприще сделали, как мне кажется.

О ФИНАНСОВОЙ СТОРОНЕ РАБОТЫ РАО

— Тут есть некоторое манипулирование цифрами. Потому что в средствах, которые приписывают нам, которые мы как бы забрали себе, есть ещё и налоги. Об этом не надо забывать. Мы же является крупным налогоплательщиком. Поэтому существенная часть из этой единички как раз уходит в бюджет. И говорить, что это наши деньги, не совсем справедливо.

О РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО

— Прежде всего, конечно, это стабильный доход. Потому что в нашей стране система была в начале 90-х годов разрушена, она практически не функционировала. Были не только задержки по выплатам авторам, но и задержки просто по зарплате. Когда я пришёл на работу (это были 90-е годы), у нас в РАО люди работали ещё на пишущих машинках. То есть в конце 90-х годов уже была как-то компьютерная эра. Когда я пришёл и достал ноутбук, я был там как бы пришельцем из космоса, в этой организации. Но удалось многое сделать. Организация работает. Ежемесячно люди получают деньги, довольно существенные для них. Поэтому это ключевой вопрос. Потому что для правообладателя важно иметь какой-то стабильный источник дохода. Вы же понимаете, что многие из них не работают в том понимании, как мы с вами понимаем, на зарплате. Для них очень важно иметь гонорар, который позволяет им жить. Поэтому, конечно, я считаю, что РАО - это такая системообразующая, очень важная организация для культуры вообще.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

— Когда я начинал свою деятельность, это было порядка 300 миллионов рублей, например, нынешними деньгами. Сейчас это более 4 миллиардов. Считайте сами. В 10 с лишним раз увеличились выплаты авторам. Вот такой результат.

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ РАО, ВОИС И РСП

— Правообладатели приняли решение объединиться. Это связано с тем, что многие из них являются членами одновременно нескольких организаций. Например, РАО защищает права авторов, ВОИС охраняет права исполнителей и изготовителей фонограмм, рекорд-компаний. Очень часто бывает, что авторы являются одновременно и исполнителями. Тогда им нужно одновременно вступить в две организации, например. Это рождает некий дополнительный документооборот, волокиту и так далее. Поэтому, конечно, абсолютно логично, что авторы приняли решение объединить все эти структуры в одну, чтобы была некая система "одного окна". К сожалению, это понравилось не всем. Потому что не далее чем вчера бывший министр культуры Соколов собирал пресс-конференцию, где с критикой на нас обрушился, зачем мы это сделали и так далее. Там, к сожалению, мы нарушили интересы той команды, которая с ним работала в его бытность министра культуры. Поскольку они не попали в органы управления новой организации. В этом суть конфликта.

ОБ ОТНОШЕНИИ АЛЕКСАНДРА СОКОЛОВА К ДЕЛУ

— Дело в том, что все эти наши отношения начались в бытность его министром. Потому что когда он стал министром культуры, конечно, мы попали в его поле зрения, и ему стало интересно, что за организации такие. Там уже большие обороты были, весьма существенные. И он начал достаточно сильно на нас давить с требованием перечислять определённый процент с оборота в некие организации, которые он контролировал на тот момент. Речь идёт о некоммерческих фондах. Вы знаете, у меня есть от этих структур соответствующие письма с постоянными просьбами перечислять деньги. Поэтому я готов представить, собственно говоря. А там уже пусть компетентные органы трактуют, что это такое. Но дело всё в том, что речь шла о перечислении 5% с оборота организации РАО в тот фонд, где на тот момент работала его супруга. Собственно говоря, мы тогда собрали наших выдающихся авторов, которые сказали: "Нет, мы не готовы это делать. Мы считаем, что это рэкет". Так они сформулировали на заседании совета тогда. Об этом я был вынужден ему сказать. И после этого начались у нас всякие сложные обстоятельства. Несложно догадаться...

На мой взгляд, как-то всё это было сделано очень прямолинейно, но с учётом того, что министерство тогда напрямую нас курировало и нужно было как-то развивать сферу охраны интеллектуальных прав, мы договорились о том, что его представители войдут в одну из вновь созданных организаций. Как раз была организация по охране прав исполнителей и изготовителей фонограмм. Но, к сожалению, некоторые мои опасения начали сбываться. Потому что когда эти люди начали работать, началась та же самая история: финансирование этих фондов и всё остальное. Мне всё это изначально не нравилось.

О КАКИХ СУММАХ ИДЕТ РЕЧЬ?

— В разную бытность - надо подсчитать суммарно, конечно. Одно из писем я у себя обнаружил, оно было на 6 миллионов рублей. Потом ещё какие-то были письма. Поэтому суммы довольно существенные, надо сказать. Как они тратились, я, конечно, не знаю. Может быть, там действительно проводились какие-то культурные мероприятия. Но факт тот, что просто правообладатели с этим не всегда были согласны. Потому что они хотели сами тратить деньги своей организации, а не направлять их в какие-то непонятные фонды. Поэтому это всегда была точка конфликта в наших отношениях. И когда встал вопрос о создании объединённой организации, как бы большинство высказалось за то, чтобы, скажем так, не брать на борт эту команду. Вот и всё.

О ТАКТИКЕ ПРОТИВНИКОВ

— Я почитал несколько этих статей. Там, как я понял, основной намёк следующий - что надо уйти, надо освободить место кому-то. Я не знаю, кому. А со вчерашнего дня, например, нам начались звонки с угрозами. Моей жене звонили с угрозами, с достаточно неприятными словами. Ну, что делать? Тут какая-то война без правил, понимаете? Это очень противно всё. Просто это угроза семье, которая не имеет никакого отношения к моей конкретной профессиональной деятельности. Им очень важно меня убрать. Другое дело - кого они хотят предложить на это место. Ну, давайте рассмотрим, что это за человек, он же в тени.

Я не даю никаких оценок. Мы работаем только в правовом поле. Поэтому, безусловно, я напишу соответствующее заявление, и пусть уже компетентные люди в этом разбираются.

ОБ ОТНОШЕНИИ АВТОРОВ К РАБОТЕ РАО

— На мой взгляд, большинство авторов, конечно, удовлетворено нашей работой. Потому что они видят результаты, которые повторяются из года в год. Выплаты растут - это факт. Другое дело, что какого автора вы ни спросите: "Адекватную ли сумму вы получаете как авторские?", большинство... Поэтому когда композитор Элтон Джон приходит в зарубежное общество получать десятки миллионов, он тоже недоволен, считает, что должен получать сотни. Это нормально абсолютно. Просто наша система находится в стадии становления. К счастью, государство сейчас много делает для этой системы. Курирует её Игорь Иванович Шувалов. И все последние законопроекты и постановления правительства, которые принимаются, направлены в пользу авторов. Это очень важно. И последние годы, конечно, есть совершенно очевидные результаты, которые выражаются просто в цифрах - сколько люди стали получать благодаря этому. Я считаю, что это будет развиваться и дальше. Конечно, у нас есть все шансы стать в один уровень с лучшими аналогами. А по некоторым направлениям мы уже находимся на уровне европейских организаций. Например, организация РСП, где президентом является Никита Сергеевич, которого вы упоминали, сегодня вышла на третье место в мире по объёму выплат авторам денег.

(Владимир Соловьев, «Вести FM», 22.07.15)

Последние новости