Билли Новик - «Билли Новик поёт песни Егора Летова» ***

2015, YouTube

Семья и окружение Егора Летова довольно ревностно относится к попыткам, гм, популяризации его творчества. Посмертные переиздания - это сколько угодно, но идеи всяких трибьютов от посторонних людей, как правило, отвергаются. Вот и Билли Новика, говорят, попросили больше не устраивать таких концертов, какие были в марте 2015 года в клубе «16 тонн». Благодаря тому, что видеозапись этого концерта сохранилась на YouTube, мы можем сами оценить, стоит ли лидеру Billys Band петь песни «Гражданской обороны» публично - причём оценить не столько этическую составляющую, сколько творческую.

За одно Билли точно можно поблагодарить: после его кавер-версий очень хочется переслушать летовские оригиналы. Эта запись во многом ставит финальную точку в идее петь Летова после Летова. Песни «Гражданской обороны» совершенно бесполезно перепевать в каких-нибудь других жанрах, примоднять или пытаться сделать из них форматные шлягеры. Есть, конечно, пара-тройка артистов, способных сравниться с Егором в неистовости и безысходности и сделать каверы ещё более лютыми, чем каноническое исполнение - но это не менее тупиковый путь, чем тщета привести «Гражданскую оборону» в мейнстрим.

Что касается Билли Новика, то он начинает концерт с объяснений, почему он вообще состоялся. Оказывается, песни Летова вошли в жизнь Билли ещё с детства и сильно повлияли на музыканта. Некоторое время он думал, что по мере взросления увлечение «Гражданской обороны» сойдёт на нет, но оно не сошло. Напротив, с некоторыми летовскими произведениями Новик сроднился, поэтому и решился на их публичное исполнение. Что ж, как говорится, «ваш ответ понятен». Однако сами версии Билли вызывают новые вопросы. Нужно учитывать, что в проекте Billys Band много театральности: все эти лузерские истории в текстах и имидж бродяги с контрабасом - они отлично сочинены и разыграны, но в жизни Билли совсем не такой (в жизни он вообще Вадим). Не сомневаюсь, что и для программы песен группы «Гр.Об.» он тоже мог бы придумать и воплотить какую-то интересную концепцию - но этого не произошло. В итоге весь концерт его кидает то в жар, то в холод. «Чёрный понедельник» в исполнении Билли выглядит каким-то весёлым номером рок-н-ролльного кабаре, максимально далёкого от летовского духа. Когда контрабас сменяется гитарой, «Никто не хотел умирать» этот дух и харизму вполне передаёт - однако даже во дворе под гитару я слышал более «летовские» по сути исполнения, чем у Билли. Потом оказывается, что дело не в инструментах: «Плюшевый мишутка» фирменную безысходность полностью игнорирует, зато «Русское поле экспериментов» звучит конгениально оригиналу. Эти перепады свидетельствуют о том, что Билли Новик не придумал заранее, какую скорость включать, а кривая не вывезла.

Зрители в «Тоннах» отнеслись к трибьюту вполне одобрительно - радовались «хитам» и по мере сил подпевали. Это тоже стало одним из разочарований записи: в большинстве случаев зрительская поддержка звучит нестройным хором, в котором нет сосредоточенной ярости, необходимой для песен Егора. Самый яркий пример - финальная «Всё идёт по плану»: слова, казалось бы, знают все, а поют, будто пьяные барды после Грушинского фестиваля.

Алексей Мажаев (InterMedia)

Последние новости