«Мумий Тролль» - «Пиратские копии» ***

2015, Mumiy Troll

Когда стало известно название готовящегося альбома «Мумий Тролля», старожилы поняли, что группа со своей любовью к тайнам и провокациям не избежит какого-нибудь нестандартного пиар-хода. Пока Илья Лагутенко в интервью туманно рассуждал о романтической сущности пиратства, мы вспоминали громкие пиар-стратегии раннего «Мумий Тролля» - вроде объявления секретного концерта в месте «где-то между Ленинградом и Москвой» или выпуска номерного диска без названия, которое предстояло угадать. Ближе к релизу «Пиратских копий» в интернете «рвануло». Под видом альбома «Мумий Тролля» «Пиратские копии» вышел альбом, где непонятные люди на непонятных языках исполняли что-то вроде кавер-версий песен Лагутенко. Непонятности добавляли иероглифы, появившиеся на заранее обнародованной обложке альбома.

Глагол «Рвануло» я не случайно употребляю в кавычках. Случись что-то подобное в конце 90-х - вот тогда бы действительно РВАНУЛО!!! За Ильёй Лагутенко носились бы толпы репортёров, требуя объяснений, пресс-атташе Кушнир сиял бы, как тульский самовар, радуясь произведённому эффекту, и пускал бы следствие по ложному следу, а лучшие пёрья изошли бы сотнями тысяч знаков конспирологических теорий. Нужно ли говорить, что в 2015-м ничего подобного не случилось: подмены альбома и задуманной провокации большинство попросту не заметило, и «Мумий Троллю» пришлось самому намекать на вот такое интересное происшествие. А тут подоспела дата заявленного релиза «Пиратских копий», и группа была вынуждена раскрыть все карты - фактически ещё до того, как её об этом попросили. Словом, в учебники по пиару эту историю можно будет включить в качестве примера того, как весёлые задумки креаторов могут пропасть втуне только потому, что объект пиара переоценил свою популярность. Нужно смотреть правде в глаза: «мумий»-истерия времён «Утекая» или «Владивостока 2000» вряд ли когда-нибудь повторится, поэтому группе придётся разрабатывать новые стратегии, основанные на том, что она для публики уже не лучшая, а лишь одна из многих (при этом для некоторой части аудитории «Мумий Тролль» - это уже ретро).

С некоторым послевкусием от неудачного рекламного хода я начал прослушивание этого диска - и рецензия грозила превратиться в отповедь ветеранам, потерявшим адекватное восприятие самих себя. Первые треки «Пиратских копий» словно продолжают бессмысленную мистификацию: по ним слышно, что музыкантов вполне себе интересует музыка, но уже непросто найти слушателя, который поддержит их самооценку на высоком уровне. Ну новые песни, но кому они по большому счёту нужны? Где хиты, которым захочется подпеть, не ощущая себя зрителем «Дискотеки 80-х»? Таким образом, вместо рекламного эффекта Илья Лагутенко только добавил своему альбому скептически настроенных слушателей.

И вы знаете, по ходу пластинки он всё же отчасти сумел их разубедить. Профессиональные привычки плюс искренний интерес к занятиям музыкой - эта формула, оказывается, по-прежнему позволяет ему не просто песни для наполнения диска, а яркие произведения. Их уже не по десять штук, как на ранних дисках, но 3-4 на альбом - тоже вполне гроссмейстерский альбом. На «Пиратских копиях» стоит обратить внимание на «Кажется», «Молнии», «Последний отпускной», «Где вы, девочки?» и «Витамины». Нетрудно заметить, что всё это бодрые боевички, которые сейчас в творчестве «МТ» явно выигрывают у мелодичных медляков.

Что касается «альбома с иероглифами», то он на «Пиратских копиях» занял подобающее себе место бонус-диска и тоже неплохо освежил звуковую дорожку, заодно напомнив некоторые золотые хиты. Здесь действительно записаны китайские и японские кавер-версии «Мумий Тролля», и некоторые - например, «Медведица» - звучат более чем забавно.

Алексей Мажаев (InterMedia)

Последние новости