Алексей Певчев - «Браво». Иллюстрированная история группы» ****

2015, «Амфора»

Перед автором стояла, с одной стороны, вполне простая задача, ибо история группы «Браво» никакого секрета не представляет - все основные вехи известны и понятны. С другой стороны, был риск вместо 96-страничной книжки накатать томов шесть: учитывая, сколько ярких личностей прошло за тридцать лет через состав коллектива, вполне можно было утонуть в их взглядах на тот или иной период истории «Браво». Чтобы этого избежать, Алексей Певчев не стал брать пространных интервью у «фигурантов», а воспользовался в первую очередь своими архивами. Публикации разных лет в итоге сложились в более чем внятную общую картину. Прямая речь артистов тоже присутствует, но в скромных объёмах - чётко иллюстрируя в нужные моменты то или иное событие.

Едва ли не половина повествования посвящена первым годам «Браво», причём даже до участия в «Музыкальном ринге». Детство Евгения Хавтана, первые музыкальные пробы и участие в разных коллективах, поиск вокалиста для собственной группы, ещё не получившей название «Браво»... Появление загадочной Иванны Андерс, которая с помощью псевдонима пыталась проникнуть из глубины сибирских руд прямо в московскую художественную тусовку. О том, что их яркую солистку на самом деле зовут Жанна Агузарова, музыканты «Браво», по версии иллюстрированной истории группы, узнали уже после того, как девицу арестовали за подделку документов. Всё это описывается подробно и с удовольствием, так что внимательный читатель в какой-то момент забеспокоится: если полкниги посвящены, условно говоря, первым двум годам существования «Браво», то куда автор собирается втискивать остальные 28 лет? Опасения, впрочем, оказались беспочвенными. Именно ранние годы представляют наибольший интерес для современных читателей, которые знают про солистку «Браво» Агузарову только по рассказам. Кроме того, эти главы помогают совершить достойный исторический экскурс в 80-е - это тоже будет любопытно юным любителям альбома «Мода».

Остальные моменты и повороты биографии «Браво» описаны, хотя и не столь подробно, но тоже вполне обстоятельно - ничего не упущено. Удивление вызывает лишь чересчур обильное цитирование финской прессы по мотивам первых зарубежных гастролей группы. В противовес этому весьма немного места уделено работе Евгения Осина в качестве солиста и особенно его уходу. Впрочем, Евгений Хавтан известен как человек воспитанный и сдержанный, поэтому про Осина он предпочитает не говорить ничего. Из скандальных уходов и возвращений Жанны тоже можно было сделать детектив в жёлтых тонах, но Алексей Певчев, похоже, сознательно не педалирует особенности поведения Агузаровой. А вот о расставании «Браво» с Сюткиным написано ровно столько и таким образом, что тема оказывается полностью раскрытой и больше никаких вопросов не вызывает. Спустя годы Валерий и Евгений о своих былых творческих разногласиях вспоминают с доброй иронией.

В отличие от многих других книжек «Легенды нашего рока», история «Браво» заканчивается вполне оптимистично. У них есть не только славное прошлое, но и определённо хорошее будущее, чем могут похвастаться далеко не все герои серии. Сенсационно вернувшись в чарты с отличным альбомом «Мода», группа Евгения Хавтана по-прежнему не желает жить прежними достижениями, но остаётся энергичной, современной и полной творческих планов. На последней странице лидер «Браво» сообщает автору, что тот забыл написать о главном - о подготовке очередного альбома группы. Что ж, похоже, нас ждёт переиздание с дополнениями.

Рита Скитер, InterMedia

Последние новости