«Снайпер»: Как приобретать врагов и оказывать влияние на солдат *****

Премьерный показ фильма «Снайпер» состоялся 2 марта 2015 года в кинотеатре «Москва». Режиссер: Клинт Иствуд. В ролях: Брэдли Купер, Сиенна Миллер, Сэмми Шейк и другие.

Фильм основан на мемуарах Криса Кайла – «морского котика» из Техаса, служившего снайпером в Ираке и при жизни ставшего легендой. На счету «дьявола из Рамади» (так военного прозвали иракцы) 255 убитых, 160 из которых – только по официальным данным. Несмотря на беспрецедентно высокую награду за голову Криса, она так никому и не досталась.

У Клинта Иствуда получился весьма реалистичный с военной точки зрения боевик, в котором практически чудом удалось избежать острых политических углов, столь естественных для фильма о США и Ираке. Террористический акт 11 сентября шокировал американскую общественность. Главный герой, будучи патриотом, мгновенно бросается на защиту своей страны от провозглашенной опасности. При этом он не копается в природе терроризма и не участвует в политических дискуссиях, он просто искренне хочет оберегать невинных и помогать простым солдатам. Поэтому и война в фильме – явление, скорее, социальное и личное, нежели политическое.

Крис Кайл – боец элитного подразделения. Став легендой уже во время первой командировки, он не зазнается, а помогает пехоте, обучая ее разнообразным тактическим приемам. Разумеется, у такого образцового героя есть и антагонист. Это Мустафа – бывший олимпийский чемпион по стрельбе, способный попасть в цель с расстояния в полтора километра, и нынешний лучший снайпер террористов. Он до самого конца идет на шаг впереди Кайла, расстраивая все планы американских солдат.

Параллельно с войной существует и мирная жизнь. Возвращаясь из многомесячных иракских командировок домой, Крис остается один на один с женой, которая неизменно отмечает, что муж от нее все больше отдаляется. У него проявляются все признаки посттравматического стрессового расстройства: в памяти постоянно всплывают жестокие сцены, окружающие звуки вызывают ассоциации со сражениями. Но Мустафа жив, поэтому Крис сдерживается и едет в командировку вновь, вновь и вновь.

Отличный снайпер, патриот и друг солдат медленно превращается в машину для убийств, не умеющую жить на гражданке. Всю вторую половину фильма зритель пребывает в напряжении: без пояснений видно, что Крис сжался, словно пружина, и надо только дождаться, когда она выпрямится, чтобы поставить точку в личностном драматическом конфликте.

Однако Клинт Иствуд не был бы собой, если бы все было так предсказуемо. Внезапно зрителя настигает прозрение: фильм не о простом парне с психологической травмой и оружием, а о войне и ее воздействии на личность. Случаются люди, способные переступить через прошлое, но их меньшинство. Крис Кайл показан в фильме именно таким идеальным человеком, который не только нашел в себе душевные силы, чтобы вернуться к мирной жизни, но и начал помогать в этом другим ветеранам. Нелепо думать, что на такое способна каждая единица пехоты, привыкшая считать даже саму себя пушечным мясом. Обесценивание человеческих жизней – вот то страшное бремя войны, от которого невозможно уйти никому: оно ставит большой знак вопроса рядом с любой победой.

Грамотный баланс между боевиком и драмой – одно из главных достоинств «Снайпера». Благодаря нему фильм приобретает динамику, необходимую для адекватного восприятия происходящего на фоне порой шокирующего крошилова. Даже финальный бой в условиях почти нулевой видимости получился очень энергичным. Выше всяких похвал сработал и Брэдли Купер, который, помимо прочего, кажется почти клоном исторического прототипа своего персонажа. Если на поход в кино вас не вдохновило все сказанное выше, то это точно может исправить актерская игра. И нет, конечно мы не будем упоминать пять скромных номинаций на «Оскар» и одну золотую статуэтку.

Павел Соломатин,InterMedia

Последние новости