Кирилл Серебренников: «В моей России мат разрешён»

КАК ВЛИЯЮТ НА ТВОРЧЕСТВО СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ?

— Одно из каждодневных проявлений войны – всеобщая повышенная агрессивность. В марте того года мы, «Седьмая студия» (проект, выросший из курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ. – Ред.), уехали на месяц в Париж, на гастроли. За это время произошло присоединение Крыма к России – и мы вернулись в принципе в другую страну, взвинченную. Количество «троллей», истерических выступлений по телевидению, проклятий, заклинаний и прямых призывов ненавидеть, убивать, расстреливать — поражает воображение. Если люди организовывают это злонамеренно, то они, безусловно, государственные преступники. Может, они просто не понимают, что волна, которую они разогнали, не может просто откатиться, раствориться, что такие вибрации ведут к саморазрушению страны, к большой крови, к внутренним и внешним потрясениям, которые будут направлены, в том числе, и против тех, кто все это развязал. Каждый из нас заплатит свою цену – и те, кто организовал, и те, кто обосновывал, и те, кто недостаточно возмущался или молчал, и мы с вами тоже.

О РАЗВИТИИ СТРАНЫ 

— Я нахожусь в убеждении, что долго такое напряжение, как сейчас, в стране тянуться не может, эта нестабильная система (а она тем нестабильнее, чем сильнее власть держится за старое, ограждает себя забором из запретов) рано или поздно развалится или взорвется. Самое главное при таких катастрофических перспективах – сохранить жизни людей, сохранить народ. Ну и помогать развиваться всем, кто толкает страну вперед, в XXI век - будь то магазин, библиотека, театр или отдельный человек. Мы ведь еще находимся в XX веке, хотели перескочить из феодального общества прямиком в постиндустриальное, но это невозможно без свободы, без свободного среднего класса, свободного индивида. Россия, по-моему, до сих пор не поняла, что главная ценность – это конкретный человек, его созидательные способности. Поэтому на первом плане в будущем должны быть восстановление образования, медицины – у нас же все это загублено.

О ЗАПРЕТЕ МАТА

— Я в своей стране живу уже много лет, много лет работаю и уезжать никуда не собираюсь. И потом — в МОЕЙ России мат разрешен. Я даже не хочу времени тратить на обсуждение этих глупостей, этих издевательств над здравым смыслом, национальной культурой, языком.

О «ЛЕВИАФАНЕ»

— Победам и призам «Левиафана» надо только аплодировать: они говорят о том, что наша страна способна производить высококачественный художественный «продукт». Все, кто реагирует по-другому, – неадекватные, нездоровые, ущербные люди. Убежден, что Звягинцев переживет прессинг.

О ЧИНОВНИЧЬИХ ЗАПРЕТАХ

— Реализации замыслов ничто и никто помешать не может. Сила мысли больше силы чиновничьего страха. В моей биографии был только один случай прямого запрета – на показ в «Гоголь-центре» в конце 2013 года фильма про «Pussy Riot». Я тогда попросил моего работодателя, руководителя московского департамента культуры Сергея Капкова, прислать мне письменный запрет. Они пять часов его писали, но все же прислали, пришлось подчиниться. Больше на выбор репертуара «Гоголь-центра» никто и никогда не влиял, а Капков оказывает нам большую поддержку.    

(Александр Задорожный, Znak.com, 17.02.15)

Последние новости