Артемий Троицкий: «Скляр казался рокером, но оказался карьерным дипломатом»

О ГАРИКЕ СУКАЧЁВЕ, АЛЕКСАНДРЕ СКЛЯРЕ И ИВАНЕ ОХЛОБЫСТИНЕ

— Там три объяснения, три разных случая. Сукачев — талантливый сочинитель, хороший музыкант, мы дружим тыщу лет, но это, что называется, солидарный выпивоха. Это касается не только алкоголя — акцент тут на слове «солидарность». Человек этого склада может стоять на коленях перед женой и детьми, клясться здоровьем дедушки и бабушки, четырежды зашиться — но услышав во дворе родное побулькиванье, устремится туда. Вниз по лестнице, ведущей вниз.

Ваня Охлобыстин — авантюрист и шут, его это заводит, ему, допускаю, искренне нравится Новороссия, потом он может сказать, что это была игра или юродство. А Александр Ф. Скляр казался рокером, но оказался карьерным дипломатом. Каюсь, этого я в нем сначала не разглядел, но я вообще, увы, хорошо думаю о людях.

ОБ АНДРЕЕ МАКАРЕВИЧЕ

— Он не твердокаменный, ребята. С Макаром произошла настоящая трагедия, но, поскольку он человек интеллигентный и хорошо воспитанный, он не дал смешать себя с говном. Конечно, никто не ждал, что на него обрушится такая лавина — и меньше всего он сам, — потому что, когда человек сорок лет подряд слышит «Мы выросли на ваших песнях», у него о народе складывается несколько иное мнение. Он думает, что всем и вправду очень нравится «Пока горит свеча», что всех воспитал «Костер»...

А потом он видит, кого воспитал. Точней всех это чувство только что выразил неизменно афористичный Борис Борисыч: «Сколько лет пели — все равно что молчали». Но Макаревич — ладно, он себя никогда с народом не отождествлял, всегда дистанцировался и был, что называется, бардом интеллигенции. А вот Шевчук — этот, насколько я знаю, пережил серьезный шок. Шевчук же всегда — о доброте, о том, чтобы всем любовь и праздник, и тут, понимаете, народ оборачивается к нему вот этим своим лицом... Это же мировоззренческая катастрофа! Лично я бы просто запил на его месте, но он, насколько я знаю, держится.

О ГРЯДУЩЕМ КУЛЬТУРНОМ ВЗЛЁТЕ

— Смерть попсы в каком-то смысле уже состоялась, ее убил или, по крайней мере, сильно потеснил интернет. Попса — диктат формата, формат навязывался радиостанциями, студиями, продюсерами, и тут вдруг вместо двух-трех-десяти центров появились двести. Это значит, что мегазвезд вроде Мадонны или Майкла Джексона — не обсуждаю сейчас их уровень, попса бывает качественной, даже великой — больше не будет.

Появились непредсказуемые имена — кто знал, что южнокорейский чувак Psy с единственной песней покорит мир? Пока это, правда, не привело к качественному взрыву... но качество рано или поздно родится из количества.

О ПРОДЮСЕРАХ

— Российский музыкальный продюсер — мастер разводки, то есть в его задачи входит пристроить песню в радиоротацию и найти бабки. То есть «Валерий Пригожин», покойный Айзеншпис — вот титаны этого жанра. Нормальный продюсер, создающий артиста, подсказывающий ему решения, определяющий его стратегию, — тут довольно экзотический зверь. Это, например, Матвиенко.

О ЗЕМФИРЕ

— А у Земфиры не было задачи любой ценой привлекать деньги и славу. Если бы ей это было нужно — она бы зарабатывала в сто раз больше и гремела бы громче. У нее свои задачи, ради решения которых она может один раз выступить на корпоративе за астрономическую сумму, но вообще это не ее жанр. Она молодец, Земфира.
Сейчас все больше станет людей, которых интересует совершенство. И вообще будут много писать музыки, много экспериментировать с кино, снимут тысячи кустарных «Левиафанов» на телефоны... Это такая высшая форма мастурбации — работы в стране не осталось, что еще делать-то? Искусство всегда возникает, когда делать нечего.

(Дмитрий Быков, «Собеседник», 11.02.15)

Последние новости