Вячеслав Бутусов: «Не представляю, как можно давать концерты на Украине», где льются кровь и слезы»

О СОЗДАНИИ АЛЬБОМА «ГУДГОРА»

― Любой альбом складывается, даже песню иногда приходится складывать. У меня в жизни было два или три случая, когда я проснулся с готовой песней. А так — нужно посидеть, подумать. Я обычно сначала пишу музыку, потом текст подстраиваю.

КАК ДОЛГО СОЗДАВАЛАСЬ «ГУДГОРА»?

― Три года мы собирали материал и еще больше года понадобилось на запись. У меня происходит перманентный процесс накапливания музыкальных и текстовых фрагментов. Когда наступает время Ч, я раскладываю материалы и собираю песни по порядку, начиная с самых готовых. Краеугольным камнем становится одна из композиций, которая собирает вокруг себя остальные.

О ПЕСНЕ «ГУДГОРА»

― По своей пафосности эта песня соответствует уровню песни-лидера. Она сама собой устраивалась — как говорит Боря Гребенщиков, «в гости пришла». В альбоме есть песни сложнее во всех отношениях — и по гармонии, и по аранжировке. А «Гудгора» простая как три рубля. Мне нравится, что в ней строгий текст, есть даже элемент языческого эпоса ― это вполне соответствует современным «пляскам».

О МЕСЕДЖЕ НОВОГО АЛЬБОМА

― В тексте последней песни ― «Апокалиптической» ― есть слоган, который вполне отвечает моим мыслям: «Нам большего не надо, но и меньшего нам не дано».

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИ ЗАПИСИ АЛЬБОМА НОРВЕЖСКИХ ГУСЛЕЙ

― Это самый экзотический инструмент из всех использованных. Мы их на студии обнаружили: там есть волшебные комнатки, куда музыканты весь хлам сваливают. Эти гусли нас потрясли своим звуком. Наш звукооператор Андрей Алякринский их освоил. Во время записи он играл, а мы жали на кнопки пульта.

БУДЕТ ЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ АЛЬБОМ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

― После прошлогоднего двойного тура по Германии у нас угасло рвение ехать за рубеж. Второй, осенний, на меня произвел совсем унылое впечатление. Я осмелился спросить, почему везде так темно и холодно. Мне сказали: «Кризис». Немцы во все тяжелые периоды выбирались именно за счет режима экономии: они включали его после каждого потрясения и постепенно поднимались на высокий уровень производства. Это не как у нас — гуляй до последнего, пока всё не рухнет.

ОБ ОТМЕНЕ ЮБИЛЕЙНОГО КОНЦЕРТА В КИЕВЕ

― Вообще мы никогда не отменяем концерты, это единственный случай. Отмена была задолго до того, как начали разворачиваться известные события. Я не записываю себя в прорицатели и пророки ― слишком большая ответственность. Просто есть вещи, которые можно просчитать шахматным путем. Когда мне студенты звонили и радостно сообщали, что ковыряют брусчатку, я обратился к ним как архитектор: «Не ломайте Киев. Это до добра не доведет».

О СИТУАЦИИ НА УКРАИНЕ

- Все их наивные предположения о том, что майдан плавно перерастет в рождественскую ярмарку, они встретят Новый год и всё будет хорошо, — это какой-то абсурд. Успокоительная капельница, которую ставят в больнице, если у человека сотрясение мозга: димедрол капают, и он немножко тупеет. Мне кажется, в случаях мятежей, бунтов, митингов людей именно таким димедролом поят.
Когда на твоих глазах разворачиваются подобные нервозные ситуации, ты все равно должен что-то предпринять. Одни люди начинают «бить в колокола», другие ― притуплять свое восприятие, чтобы не видеть надвигающегося ужаса.

О ПЕРСПЕКТИВЕ ВЫСТУПИТЬ НА УКРАИНЕ

― Я не представляю себе, как можно давать концерты там, где льются кровь и слезы. Ставлю себя на место людей и не понимаю, как я смог бы пойти на концерт, когда такая некомфортная обстановка в душе.
(Ольга Завьялова, «Известия», 13.02.15)

Последние новости