«Пятьдесят оттенков серого»: Секс с обязательствами ****

Эротическая драма «Пятьдесят оттенков серого» выйдет в широкий прокат 12 февраля 2015 года. Режиссер: Сэм Тейлор-Джонсон. В ролях: Джейми Дорнан, Дакота Джонсон, Люк Граймс и другие.

Студентка литературного факультета – скромница Анастейша Стил – едет вместо своей заболевшей подруги Кейт на интервью с миллиардером Кристианом Греем. Статный и самоуверенный собеседник сражает девушку наповал, и она фактически проваливает задание. Через пару дней Грей наведывается в хозяйственный магазин, где работает неудавшаяся журналистка, и покупает у нее кабельные растяжки, комбинезоны и изоленту.

Между ними завязываются приятельские отношения, но бизнесмен не дает новой знакомой привязываться к себе. Та подозревает, что он хранит какую-то тайну, и пытается вызвать его на откровенный разговор. В результате Кристиан начинает склонять Анастейшу к подписанию необычного контракта, по которому ей отводится роль сексуальной рабыни, скованной массой обязательств. Влюбленная студентка не спешит принимать условий игры эгоистичного тирана, пытаясь пробудить в нем подлинные чувства.

Есть хороший анекдот: «Почему женщины предпочитают досматривать порнофильмы до конца? Да потому что они надеются, что все закончится свадьбой!» Шутка вполне объясняет причины феноменальной популярности эротического романа Э.Л.Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», который разошелся в 37 странах мира суммарным тиражом в 30 млн экземпляров. Ожиданием гипотетического бракосочетания героев домохозяйки маскируют нездоровый интерес к сценам БДСМ. Написана книга отвратительно, чего только стоят такие вот перлы: «Даже больная она прекрасна, как эльф: золотисто-рыжие волосы лежат волосок к волоску, а зеленые глаза, покрасневшие и слезящиеся, все равно сияют». В то же время, есть в этом произведении какая-то необъяснимая притягательная сила, заставляющая даже придирчивых критиков признавать его увлекательным и содержательным.

Экранизация романа, к счастью, совершенно лишена дурацких внутренних монологов героини, ненужных описаний внешнего вида второстепенных персонажей, избыточных подробностей и прочей шелухи. Получилось эстетское зрелище, где откровенные сцены отнюдь не являются главной приманкой (к тому же и сняты они так, чтобы не вызвать у зрителей гормональных всплесков). Многое держится на виртуозной игре актеров, превращающих неуклюжие многостраничные потоки сознания в изящные пантомимы, дуэль взглядов, магию прикосновений.

Самое пристальное внимание создатели фильма уделили интерьеру и антуражу. Не поскупились они даже на настоящее издание романа Томаса Гарди 1891 года и точные копии редких чайных чашек столетней давности. Обилие деталей и символическое насыщение задействованных в фильме предметов вещного мира раскрывают характеры героев даже лучше, чем событийный ряд. Вряд ли будет ошибкой утверждение, что главную роль в фильме играет серый цвет, в который окрашены радужные оболочки глаз, галстуки, автомобили, небо и который олицетворяет депрессивность, эмоциональную сдержанность, рациональность и душевную червоточину Кристиана.

Ошибочно считать «Пятьдесят оттенков серого» чем-то непристойным, соблазнительным и провокационным. Напротив, фильм сдержан и традиционен, как целомудренный женский «роман воспитания» а ля «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте: неопытную простушку обучает всем премудростям многое повидавший аристократ, уроки которого потом ему же выходят боком. В этом смысле финал фильма оказался более энергичным, концептуальным и мощным, нежели в книге, хотя кардинально его никто не переделывал. Изобретательность сценариста заставляет нас ждать сиквелы с удвоенным энтузиазмом.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости