Инна Субботина - «Забытые песни НЭПа» ***

2014, Инна Субботина

Этот альбом прибыл в том же пакете, что и книга Максима Кравчинского «Песни и развлечения эпохи НЭПа». В отличие от  диска Софии Реджи, здесь представлены не аутентичные записи 30-х годов, а современные стилизации под них. Название «Забытые песни НЭПа» намекает на исследовательскую работу, хотя трек-лист содержит и несколько известных старинных песен («Турок», «Шарабан», «Две гитары»), а также три новых романса в бонусах.

Инна Субботина - известная исполнительница романсов, хотя у неё случались и экскурсы в другие жанры. Так, в 2005 году она выпустила альбом «Я начинаю игру», который показался вашему рецензенту похожим на творчество группы «Квартал». «Нэпманский» цикл тоже можно рассматривать как некоторое отклонение от генеральной линии. Впрочем, довольно незначительное: даже в, казалось бы, концептуальном проекте Инна не удержалась от романсовой коды в трек-листе, да и в манере исполнения представленных песен больше «романсиады», чем «кабака».

При этом участники записи пытались воссоздать в студии если не атмосферу, то технологии давних лет. Певица и музыканты (рояль, гитары, баян, скрипка, флейта, контрабас, барабаны, перкуссия) обошлись без наложения партий, играя и записывая всё вживую. Кроме того, не использовалась цифровая техника - как и полагается в прошлом веке, применялась аналоговая. На этом игры в аутентичность закончились - Инна и Ко обошлись без искусственного эффекта старой пластинки и не стали стилизовать под винтаж, например, вокал. Поэтому некоторые представленные песни на слух довольно сложно отнести к забытым произведениям времён НЭПа - здесь есть и вполне обычные эстрадные композиции, которые могли быть написаны как в 20-е, так и в 80-е годы ХХ века: «Бусинки-жемчужинки», «Три маленьких розы» «Циркачи» и другие, включая финальные романсы.

Старинных песен, которые так и воспринимаются, впрочем, здесь тоже предостаточно. «Трошка», в тексте которого присутствуют любовница и топор, «Турок», «Поэтик Танго», «Шарабан», «Беспризорник», «Алименты», «Розовый бокальчик» и «Нинон» вполне дают представление о жанре «нэпманских песен» и их плачущими скрипками и развесистыми фортепиано. Правда, они не дают представления о канонах дамского вокала тех лет. Инна Субботина так много пела благородных романсов, что не сумела перестроиться на «запретный» жанр. В её манере нет не только откровенной развратности, но и даже мало-мальского надрыва. Понятно, что подобные приёмы зачастую выглядели слишком театральными, но в их отсутствие из песен в серьёзной степени выхолащивается дух эпохи. Если уж берёшься за «забытый» жанр, нужно соответствовать его правилам, находить внутренние эмоциональные и вокальные резервы, смеяться и плакать, как паяц, пусть даже это будет непривычно для твоих постоянных зрителей. Однако певица к таким жертвам оказалась не готова, продемонстрировав, в общем-то, обычную себя, хотя и со слегка непривычным репертуаром.

Алексей Мажаев, InterMedia

 

Последние новости