Наум Клейман ответил на обвинение в хранении контрафактных копий

Бывший директор Музея кино Наум Клейман прокомментировал информацию о том, что в каталоге полнометражных художественных фильмов найдены контрафактные копии.

- Обвинение Музея кино в хранении контрафактной фильмотеки — полная ерунда, очередной раз подтверждающая вопиющую безграмотность и непрофессиональность Л.О.Солоницыной, - заявил Клейман в интервью «МК».- Начнем с того, что Музей кино попросту не мог производить контрафакт, потому что у него нет печатной машины. Большая часть нашей коллекции была напечатана в свое время как раз Госфильмофондом для фильмотеки Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства Союза кинематографистов СССР, подразделением которого был поначалу Музей кино и от которого он официально получил основу своей киноколлекции.

В 1992 году, когда Музей кино был заново учрежден – теперь уже при участии Министерства культуры и Госкино СССР, законность этой фильмотеки была подтверждена Учредительным договором от 2 апреля 1992 года, пункт 6 которого гласит: «В качестве вклада в Уставной фонд Музея Комитет кинематографии при Правительстве Российской Федерации передает: собрание документальных, игровых, научно-популярных и мультипликационных фильмов, непрофильных и сверхкомплектных для коллекции Госфильмофонда...»

Более того, Госкино добавило в фильмотеку Музея целый ряд документальных фильмов 1988-1991 годов, и когда выяснилось, что многих фильмов нет в Государственном архиве кинофотодокументов, мы безвозмездно передали их туда (что могут подтвердить в Красногорске). Аналогичным образом мы передавали в Госфильмофонд уникальные киноматериалы, как только выяснялось, что их нет в главном киноархиве страны. Фильмотека Музея кино неоднократно пополнялась позже: многие копии пришли из Совэкспортфильма (ныне — Роскино), когда они стали нашими соучредителями, от Киностудии им. Горького. Нам легально дарили копии, напечатанные специально для ретроспектив в Москве, Жан-Люк Годар, продюсер Анатоль Доман, Киноархив Индии – с правом показа в музейных залах (но, конечно, не в прокате и не по телевидению).

Мы спасли от гибели бесхозные копии фильмов, бывших ранее в прокате — они были просто выброшены на помойку упраздненными киноорганизациями (например, Союзкинофондом). В фильмотеке на временном хранении находились и фильмы с оформленными правами наших постоянных партнеров – Гёте-института, Посольства Франции, Чешского культурного центра. И мы показывали их, пока права на некоторые не истекли. Иначе говоря, копии фильмов, конечно, сохранялись (ведь права могут быть возобновлены, и копии вновь начнут работать), но не показывались, то есть не было контрафактных сеансов (новый директор Музея кино, видимо, не знает разницы между тем и другим).

Кроме того, надо иметь в виду, что за 25 лет существования Музея кино у нас несколько раз менялось законодательство. Раньше мы как некоммерческая просветительская организация имели право беспрепятственно показывать все отечественные фильмы и бывшие в прокате зарубежные картины (причем ленты бывших соцстран не имели ограничения срока показа в СССР), а также всю классику кино, признанную общественным достоянием.

Г-жа Солоницына не только не удосужилась познакомиться с историей и правовой стороной вопроса (меня она просто игнорирует) – она отправила список фильмов нашей коллекции в Госфильмофонд, где вердикт о «контрафактности» был вынесен без всякой реальной экспертизы: письмо об этом, как сообщил корреспондент «Известий», на основании списка подписал главный инженер архива – то есть сотрудник, не имеющий для такого заключения ни юридических прав, ни квалификации.

Я созвонился с генеральным директором Госфильмофонда Николаем Михайловичем Бородачевым – он заверил меня, что вообще не причастен к этому заключению, которое точнее назвать злоключением.

В чем смысл всей этой операции с фильмотекой? Видимо, госпоже Солоницыной или, скорее, ее вдохновителям непременно нужно опорочить многолетнюю деятельность Музея кино и меня лично, а раз уж не удалось приписать мне финансовые нарушения, попробовали приписать «пиратство» в кинопоказах. Оставим моральную сторону дела на совести тех, кто затеял эту смехотворную «экспертизу».

Но нельзя снять ответственности с Министра культуры В.Р.Мединского, который волюнтаристски, без всякого конкурса, а просто по рекомендации своих влиятельных друзей (то есть со всеми признаками кумовщины как формы коррупции) назначает совершенно некомпетентных людей на должность директора музея.

 

Последние новости