«Путешествие Гектора в поисках счастья»: Вокруг света за синей птицей ***

Приключенческая комедия «Путешествие Гектора в поисках счастья» выйдет в широкий прокат 11 декабря 2014 года. Режиссер: Питер Челсом. В ролях: Саймон Пегг, Тони Коллетт, Розамунд Пайк и другие.

Добрый, но нелепый психотерапевт живет со своей девушкой Кларой, которая сдувает с него пылинки и работает маркетологом, придумывающим для лекарств дурацкие названия (например, «Аполлонец»). Пациенты Гектора обожают, хотя им с ним порою приходится несладко. Сам врач тем временем скучает на корпоративах «второй половинки», готовится разувериться в методологии собственной профессии и без внятной причины решает отправиться в кругосветное путешествие. Ясновидящая пациентка благословляет героя на этот рискованный шаг.

Понятливая Клара мало того, что отпускает его одного без всяких проволочек, так еще и позволяет ему в дороге «делать все». Окрыленный Гектор сначала подрывается в Китай, который славится своими дамами полусвета и буддийскими гуру, затем сломя голову бежит в Африку, где могут накормить вкусным бататовым пюре, а могут запросто пустить в расход. Не из всех передряг путешественнику удается выйти с честью. Зато он скрупулезно фиксирует каждый свой шаг в блокноте, пытаясь вывести формулу счастья с помощью исходных данных, вроде «счастье – это любить двух девушек одновременно» или «страх не способствует счастью».

Фильм представляет собой экранизацию самой успешной книги Франсуа Лелорда, переведенной на 30 языков. Ее суммарный тираж перевалил за 2 млн экземпляров. Написанный легким, доступным, почти детским языком роман не предлагает готовых рецептов счастья, но помогает нащупать путь к нему. Каждое ключевое событие книги проиллюстрировано краткими полезными резюме («Ошибка - думать, будто счастье является целью» и проч.)

Ленте тоже свойственно ощущение легкости и полетности, которые достигаются, в частности, за счет оживающих анимированных рисунков Гектора и обилия самых разнообразных сцен в самолетах. Несмотря на очевидное прикладное назначение фильма, пресная назидательность в нем практически сведена на нет. Авторы счастливым образом избегают предсказуемых штампов. Да, герой аморфен и нескладен - то ли как мистер Бин, то ли как гайдаевский Шурик, но иногда ему оказываются по зубам и грозные воротилы. Да, маркетологи занимаются фигней, но кто сказал, что придуманные ими бренды не работают? Психоаналитика, это, конечно, смешно, но иногда полезно, да и Фрейд с Юнгом до сих пор идут рука об руку, борясь с тотальной инфантильностью изнеженных горожан. Ну и так далее…

Проблема лишь в том, что фильм абсолютно не применим к российским реалиям. Начнем с того, что в эпоху надвигающегося финансового кризиса большинство наших соотечественников, при всем желании, не сможет путешествовать по миру так же свободно, как Гектор. Да и предложенные здесь рецепты работают только в условиях какой-никакой стабильности, а она нам в ближайшее время не светит. Наконец, если бы режиссер Питер Челсом задумал отправить своего героя в Россию, то на выходе бы получилось бы нечто в духе «Я тоже хочу» Алексея Балабанова.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости