Максим Венгеров: «Я не принимаю жанр сборных концертов — они развращают слушателей»

О КОНЦЕРТЕ В КОНСЕРВАТОРИИ

— Это моя идея. Но программа на этот раз практически полностью другая. Во втором отделении я представил публике произведения, которые были написаны гениальными скрипачами — Крейслером, Венявским, Изаи. Эти композиторы отдавали себе отчет в том, что они ни в коей мере не могут составить конкуренцию своим великим современникам — Франку, Чайковскому, Брамсу, Дебюсси, Равелю, Шостаковичу. Но в то же время они понимали: никто не напишет лучше для скрипки, чем они сами. Это имело огромный исторический смысл.

Публика во всем мире недооценивает этот репертуар: пьесы Крейслера и Изаи называют несерьезными, легкой классикой. Я так не считаю. У них был очень разный стиль игры, что нашло отражение в их сочинениях. Интересно исполнять подряд сочинения в разных стилях.

О ТАНДЕМЕ С ПИАНИСТОМ ИТАМАРОМ ГОЛАНОМ

— Первый раз я выступил в Итамаром, когда мне было 17 лет, а ему — 21: мы были еще детьми! Тогда в течение 4 лет мы сотрудничали, но потом наши пути разошлись лет на 14. Сейчас регулярно выступаем с сольными концертами по всему миру. Он очень талантливый пианист, музыкант и чуткий партнер. С ним приятно работать. Немаловажно и то, что мы знакомы с юности.

О ФИЛЬМЕ «LIVING THE DREAM», ОСНОВАННОМ НА КОНЦЕРТЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ МУЗЫКАНТА» 2004 ГОДА

— Да. Думаю, с тех пор я изменился. Например, я полностью пересмотрел манеру игры. 10 лет назад я довольно активно двигался, очень много энергии уходило на ветер — видимо, был молодым, горячим. Сейчас у меня более экономная игра: использую максимально ресурсы инструмента, кинетическое воздействие на скрипку. Уверен, что физика должна присутствовать у скрипача ровно настолько, насколько инструмент этого требует.

Звук за это время тоже изменился, да и взгляд на музыку — благодаря тому что я начал дирижировать. Теперь лучше понимаю взаимодействие дирижера, солиста и оркестра.

О ГАЛА-КОНЦЕРТАХ

— Я не принимаю жанр сборных концертов. Слушателям они интересны, но это их развращает: ухудшается восприятие, концентрация уходит. Публика начинает думать, что ходить только на сольный концерт — скучно: можно ведь за один вечер послушать и трио, и оркестр, и квартет. Когда всё смешивается, нарушаются традиции. Я с этим не согласен, поэтому отказываюсь от подобных концертов.

(Ольга Завьялова, «Известия», 31.10.14)

Последние новости