«Сурганова и оркестр» - «Соль» (переиздание) ***

2014, «Студия Союз»

Этот диск был впервые издан в декабре 2007 года, и существенная часть рецензии InterMedia была посвящена истории конкуренции Светланы Сургановой с экс-товаркой по «Ночным снайперам» Дианой Арбениной. Обмусолив в который раз эту тему, автор не без удивления сообщал, что от дальнейшей конкуренции Света на альбоме самоустраняется, уйдя в совершенно другую музыкальную степь.

«Альбом чертовски спокойный, чуть ли не лаунжевый, - сообщала тогдашняя рецензия. - Светлану явно не прельщает карма неистовой рок-вуман, страдающей и конвульсирующей на сцене. В новом диске сделан ощутимый стилистический шаг куда-то в сторону Ирины Богушевской — здесь записаны романсы - не романсы, эстрадный шансон - не эстрадный шансон, но трогательные и проникновенные песни. Аранжировки лаконичны, внешних эффектов минимум, хуковых припевов тоже, отчего альбом кажется слегка затянутым: к нему надо прислушиваться, а делать это на протяжении почти часа звучания довольно непросто. Тем не менее постарайтесь не пропустить треки "Уже не вернусь", "Далеко", "Я теряю тебя", "Белая" и "Семь городов" - они дают вполне внятный ответ на вопрос, чем неброская глубина композиций Сургановой лучше эффектных неврастеничных произведений других рокерш. Перечисленные песни умны и красивы, причем красота их открывается думающему слушателю. А слабость альбома может обернуться его силой — в конце концов, роскошь сделать концептуальную пластинку, не обращая внимания на конкуренцию и не высчитывая количество хитов, могут позволить себе немногие».

Что можно к этому добавить спустя без малого семь лет? Только то, что время подтвердило правильность стилистического выбора Светланы. «Соль» осталась важным, хотя и не самым ярким памятником этой смене музыкального направления. После «Соли» были и другие красивые песни, а публика вполне приняла её движение в сторону рок-романсов. Ну а о былой конкуренции со «Снайперами» ныне вспоминают только самые упёртые ретрограды. Большинство из перечисленных в предыдущем абзаце композиций действительно стали большими хитами и по-прежнему звучат на «Соли» наиболее убедительно. Жаль, что публика так и не распробовала толком композиции «Нас единицы», «Не бойся, милая» и сургановскую декламацию под музыку «Рейс 612»: это примерно то же, чем позже прославилась Вера Полозкова.

Переиздание также включает бонус-треки, не входившие в оригинальную версию «Соли». Это квазицыганская «Звучи, гитара» и стих Федерико Гарсия Лорки «И тополя уходят» в исполнении Светланы Сургановой. Бонусы, а также переслушивание старых вещей не повлияли существенно на итоговую оценку - диск получает те же три звёздочки, что и без малого семь лет назад. Не шедевр, но важная и крепкая работа, заложившая фундамент будущих пластинок.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости