Фестиваль Koktebel Jazz Party заложил новые традиции при старой генетике

Фестиваль Koktebel Jazz Party прошел в Коктебеле с 12 по 15 сентября 2014 года. Идейным вдохновителем мероприятия является генеральный директор российского международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев. Изначально вместе с украинскими организаторами он занимался проведением фестиваля «Джаз Коктебель», ведущим свое начало с 2003 года. Однако после воссоединения Крыма с Россией украинская сторона во главе с продюсером Лилией Млинарич впервые провела «Джаз Коктебель» в Затоке Одесской области. Киселев подчеркнул, что с Млинарич он остался в добрых отношениях, и именно она придумала название Koktebel Jazz Party.

На нынешнем фестивале в Коктебеле организаторы, по словам Киселева, попытались «заложить новые традиции при старой генетике». Именно поэтому в лайнапе музыкального форума преобладают коллективы, которые исполняют джаз в чистом виде. Сам Киселев испытывает особенные чувства по отношению к этой музыке, ведь именно на фестивале в Коктебеле он познакомился со своей будущей женой Машей. Koktebel Jazz Party проводится на негосударственные деньги при поддержке Министерства культуры.

Фестивальная программа была поделена между тремя музыкальными сценами. Из них лишь Главная сцена была задействована на протяжении всех четырех дней работы фестиваля. Открылся Koktebel Jazz Party выступлением Большого джазового оркестра Петра Востокова. Руководитель оркестра, играющий на трубе, практически каждый объявляемый номер снабжал шутками и прибаутками. В вольном переводе Востокова исполняемые западные джазовые стандарты получили названия, типа «Детка, ты что, издеваешься надо мной?», «Когда идет дождь, у меня блюз» и «Мои глаза всегда смотрят на Петра». Последняя реплика относилась к вокалистке Дарье Антоновой, которая исполнила с оркестром несколько лирических композиций.

Эстафету у оркестра Востокова перехватил Квинтет Антона Горбунова, руководитель которого не говорил лишних слов, зато показал как авторские произведения, так и собственные интерпретации известных мелодий, например — народной песни «Коробейники». Этнические темы интересовали и Андрея Кондакова, который представил на фестивале интернациональный проект Brazil All Stars. Как правило, на таких концертах в качестве вокалистки выступает супруга Кондакова, но на сей раз ее сменила певица Зарина, которая семь лет назад переехала в Рио-де-Жанейро, влюбившись в басиста Brazil All Stars Серджио Брандао. Одну из композиций Кондаков посвятил своему 83-летнему отцу, который приехал специально на фестиваль из Днепропетровска. Хедлайнером первого дня фестиваля стала выступление американской певицы Деборы Браун, которой аккомпанировал International Jazz Quartet Якова Окуня.

Второй день открылся выступлением тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту», участники которой между песнями читали обстоятельные лекции. Оказалось, что сами музыканты относят свое творчество к протоджазу, так как оно берет свое начало в импровизациях сибирских шаманов, собиравшихся друг у друга на огонек. Среди исполненных коллективом композиций были и моления к языческим божествам о плодородии скота, и сказание о надменной принцессе, и воинственный гимн гордых сибиряков, побеждающих не числом, а умением. Отличительная черта стиля «Хуун-Хуур-Ту» - горловое пение, к которому, как заметили музыканты, мужчины их народа прибегали тогда, когда все прочие средства покорить понравившуюся девушку были уже исчерпаны.

Довольно познавательным выдалось и выступление Анны Клесун, исполнившей с группой Esh экзотическую программу в стиле самба-джаз. Наибольший резонанс среди зрителей вызвали португальские песни в стиле батукада — перкуссионные произведения, исполняемые с оркестром на бразильских пляжах. Клесун вплетала в эти номера рэп-фрагменты и рассказывала истории о простых латиноамериканских парнях, которые не желают работать, а хотят лишь танцевать и развлекаться. Не менее неугомонным, чем общительная Клесун оказался хедлайнер второго дня Валерий Пономарев, который наотрез отказывался выходить на сцену до тех пор, пока зал не разразился оглушительными аплодисментами. Секстет Пономарева посвятил свое выступление памяти барабанщика Арта Блейка.

День третий стартовал с расслабляющего джаза ночных мегаполисов, который сыграл Владимир Иванов со своим проектом Ornitology. Партии отсутствовавшего в коллективе гитариста «Морального кодекса» Николая Девлет-Кильдеева взял на себя трубач Сергей Головня. Квинтет Ивана Фармаковского растрогал зрителей собственным прочтением «Романса Рощина» Никиты Богословского. Британский гитарист Алекс Хатчингс неистовствовал на сцене в составе своего бэнда. Легендарный трубач Том Харелл, напротив, казался усталым, больным и измученным, но его малоподвижность на сцене резко контрастировала с виртуозностью игры.

Финальный день Koktebel Jazz Party оказался посвящен вокальным коллективам. Анна Бутурлина в сопровождении Квартета Айрапетяна спела про Бродвей, а сам руководитель коллектива так раззадорился, что смёл в какой-то момент собственный микрофон. Темнокожая вокалистка немецкой команды Club des Belugas, ревела белугой, рыдала, как младенец, погружалась в шаманские камлания и вела себя так, что гитарист в восхищении падал перед ней на колени. Трубач Сергей Головня посвятил выступление JVL-бэнда памяти его основателей — Виктора Лившица и Виталия Долгова. Завершился фестиваль искрометным сетом бельгийско-нидерландского коллектива The Jamal Thomas Band, сыгравшего зажигательную музыку диско и фанк.

Параллельно с основной сценой во второй и третий день фестиваля работали еще две площадки. Безусловными фаворитами Открытой сцены стали харизматичный скрипач Феликс Лахути и группа Shoo, сыгравшая в фанковой манере «сплиновскую» «Время назад». На Волошинской сцене читал увлекательную лекцию о джазе московский журналист Павел Сурков и представил литературно-музыкальную программу дуэт «Коровин и Фагот». В следующем году на фестивале Koktebel Jazz Party должны выступить Денис Мацуев и Хибла Герзмава.

Денис Ступников, InterMedia

Теги: джаз

Последние новости