«Фристайл» - «Юбилейный 10» *

2014, «Торговый союз»

Бывает, на магазине написано «КРУГЛОСУТОЧНО», а ниже, чуть помельче: «Часы работы - с 8.00 до 23.00». А бывает, подходишь к такому магазину, скажем, в 11.40, а он закрыт, и внутри никаких признаков жизни, несмотря на оптимистичные данные о часах работы.

И вот перед нами диск с загадочным названием «Юбилейный 10». Группа «Фристайл» в этом году активно (в меру возможностей) празднует 25-летний юбилей, поэтому откуда взялась цифра 10, можно только догадываться. Нет, можно предполагать, но ближе к догадке вы вряд ли станете. Может, это десятый альбом «Фристайла»? Ну это как считать. Википедия знает как минимум в два раза больше альбомов, и это без учёта грампластинок, а если учесть и пиратские, счёт пойдёт на сотни. Может, на диске десять песен? Нет. Может, в группе 10 человек? Может, но на обложке пятеро. Может, у команды было 10 составов? В общем, ни одной убедительной версии.

И кстати, хоть альбом и юбилейный (на обложке написано), это не сборник хитов за 25-летнюю историю группы, в которой прославился Вадим Казаченко. Никаких тут тебе «Больно мне, больно» и «Ах, какая женщина», сплошь современное, так сказать, творчество «Фристайла» в исполнении Нины Кирсо и Сергея Кузнецова. А если ты, читатель, не знаешь, что это за творчество, то и не узнав, потеряешь немногое.

Самым любопытным напомним, что «Фристайл», появившись в конце 80-х, попытался создать конкуренцию группе «Мираж» и производным от неё - и даже отчасти преуспел в этом. Подражание группе Modern Talking, исполненное на самых примитивных инструментах, в то время главенствовало на нашей эстраде, избавившейся от гнёта худсоветов. У каждого из тогдашних лидеров была своя изюминка: у «Ласкового мая» - внешне отмытые детдомовцы, у «Миража» - секси-солистка, открывающая рот под чужую фонограмму, у «Фристайла» - вокал Казаченко, по жалобности дающий фору даже «ласковомайским» сиротам. Впрочем, что тут глумиться, из истории Андрея Разина не вычеркнешь. Но вот что эти герои «лоходэнса» делают на эстраде в 2014 году?

У «Миража» оказались такие лакомые песни, что композитор судится за них со всеми солистками и псевдосолистками уже много нет. Он всех победил, но попытки исполнять их без разрешения не утихают. Оказалось, кстати, что песни эти не то чтобы молодёжные - они не выглядят странно и в сегодняшнем исполнении повзрослевших певиц. У «Ласкового мая» репертуар был более детским, ну так и Юрий Шатунов в свои сорок весьма моложав и органичен во время пения «Розового вечера» и «Седой ночи». А вот «фристайлисты» повзрослели, да, и им пришлось поразмыслить над новым репертуаром. Что же у них получилось?

Получился удивительный микс из доходчивого, назовём его так, звучания начала 90-х и песен от лица поживших и повидавших кое-что людей (подобный жанр теперь называется «русским шансоном»). Тексты, разумеется, тоже крайне доходчивы - чтобы простой слушатель ассоциировал себя с героями, на каждом шагу изрекающими банальности вроде «давайте выпьем за мужчин, на то есть тысяча причин, ну что б мы делали без них, любимых, близких, дорогих». Это цитата из второй песни диска, а дальше всё ещё страшнее, скучнее и тривиальнее. Будете, не дай бог, слушать, - отгоните родных подальше. Зовите их обратно, когда Нина Кирсо запоёт украинскую народную песню «Ой, не світи, місяченьку»: оказывается, когда «Фристайл» отвлекается от русского языка, группу становится можно воспринимать без ущерба для нервной системы.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости