Инна Желанная: «Если разобраться, я не фольклорный исполнитель»

ОБ АЛЬБОМЕ «ИЗВОРОТ»

– Появятся ещё четырнадцать песен различных областей России, Украины и Белоруссии. Все их мы играем на концертах, но на носителях они ещё не издавались. 

Весь материал фольклор. Авторских песен не будет совсем, потому что у меня их вообще нет с 2002 года, я потеряла к этому интерес. Электроники в смысле приборов стало не больше, просто мы продвинулись в изучении их возможностей, нашли новые фишки, расширили звуковую палитру. 

ОБ ОБРАБОТКЕ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

– В большинстве случаев мелодия и текст остаются неизменными, мы занимаемся только аранжировкой. Но случается и так, что, скажем, полный текст найти не представляется возможным, проще его «досочинить», пользуясь схожими песнями, или текст ритмически не укладывается в строку – тогда проще заменить какое-то слово, или в песне слишком много куплетов – тогда я их сокращаю, придерживаясь логики повествования, или бывает, что в мелодию хочется добавить какой-то остроты, сменить лад или размер. Я не «пересочиняю» песню заново, но какие-то детали позволяю себе изменить, когда это необходимо. Собственно, так всегда и было: каждый деревенский исполнитель перепевал песню на свой лад, и она шла жить дальше. Поэтому у одной и той же песни может существовать несколько разных вариантов и мелодий, и слов. 

О ФОЛЬКЛОРНЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ

– Были мысли, но пока только так, чисто «по приколу», а не с целью совершить какую-то миссионерскую вылазку. Всё же фольклорная экспедиция – это не в отпуск в деревню съездить, к этому надо серьёзно готовиться, собрать информацию, найти средства, подобрать команду, технически оснастить... Возможно, когда-нибудь я стану к этому морально готова. 

О РАБОТЕ С СЕРГЕЕМ СТАРОСТИНЫМ

– Наша совместная работа закончилась десять лет назад, и об этом уже все не раз написано, Старостин учитель, авторитет и по-прежнему для меня единственная направляющая сила, больше добавить нечего.
Мы часто пересекаемся на фестивалях, являемся членами жюри фестиваля «Мир Сибири», никакой другой совместной работы у нас нет. Хотя изредка бывает, хочется «тряхнуть стариной», и мы на каком-нибудь фестивале вспоминаем что-нибудь из старой программы Farlanders и играем, если позволяет формат. 

О СОСТАВЕ МУЗЫКАНТОВ

– Ну, я и не фольклорный исполнитель, если уж разобраться. К фольклору я пришла уже взрослым музыкантом, пройдя определенный путь в рок-музыке. Потому, видимо, и состав не фольклорный.
С басистом Сергеем Калачёвым мы работаем в общей сложности с 1989 года, сначала в «Альянсе», потом в Farlanders, теперь вот в этом составе; с саксофонистом Олегом Маряхиным, кажется, с 2008-го, а на барабанах с нами вот уже около 2-х лет играет Дмитрий Фролов. Вообще барабанщики у нас по неизвестным причинам меняются как перчатки, но это, видимо, уже судьба – в Farlanders за десять лет сменилось двенадцать барабанщиков. В этом коллективе за семь лет его существования Дима уже, кажется, пятый... 

О КРИТИКЕ

– Давно не слышала. Честно признаюсь, меня не очень заботит чья-то критика. У меня достаточно хороший вкус и неплохо развитое чувство меры, чтобы и без всяких критиков понимать, что хорошо, а что плохо. А когда в чём-то сомневаюсь, я обращаюсь к авторитетным для меня людям – Старостину, в первую очередь, и другим друзьям-фольклористам, разбирающимся в фолке гораздо лучше меня и глубоко в него погружённым. И опять же, повторюсь, я не «фольклорный элемент», я не занимаюсь ортодоксальным фолком, есть масса людей, кому это интересно, у кого это получается органично и круто. Мне же всегда были ближе смешанные жанры, сочетание, казалось бы, несочетаемого. 
 

Что касается моего отношения к статичности фолка – я считаю, народная традиция должна продолжать жить, развиваться, как развивается всё вокруг. И почему же фолк должен быть чем-то музейным и неподвижным? Пока реальность такова, что вот эта нарочитая законсервированность и «музейность» отвратила от фольклора уже несколько поколений. Я же за то, чтобы сделать народную музыку живой, современной, массовой, модной. 

ОБ ОТЛИЧИЯХ ЖИВОЙ ПРОГРАММЫ ОТ ЗАПИСЕЙ

— На концертах мы в некотором смысле стеснены в средствах выражения, у нас есть всего две руки и две ноги, и мы можем действовать нашими электронными примочками в довольно ограниченном диапазоне, но достаточном для «живой» работы. В студии же нас не ограничивает ничто. Кроме чувства меры, конечно, и опасения перегрузить аранжировку. Так что, я думаю, наших поклонников местами ждут довольно непривычные моменты. И тем интересней. 

О ВИДЕОАРТЕ НА КОНЦЕРТАХ

– Видеоартом занимается Алексей «Чой» (группа «Девять»), я не лезу туда вообще, он достаточно профессиональный человек. Что-то он снимает, что-то достает из своих чудо-коробочек, я в этом ничего не понимаю и полностью доверяюсь ему.
Клипами занимаюсь я, и это другая область вообще, это не видео-арт. Мне просто очень нравится снимать, монтировать, режиссировать, и я не готова этим удовольствием ни с кем делиться.
Вы правы, первый клип мы сняли в 2011 году. Он лежит на нашем канале в Youtube, его не взял ни один телеканал. Там ребёночка убивают косой. Наверно, поэтому.

О ЗАПЛАНИРОВАННЫХ КОНЦЕРТАХ 

– Да, конечно! Прежде всего, это две презентации диска. По какой-то странной исторически сложившейся традиции первая из них пройдет в Питере 3 октября, вторая в Москве 11 октября. После этого мы сразу уезжаем с альбомом в Европу – Чехия, Германия, Швейцария. В разделе «афиша» нашего сайтаwww.inasound.ru все подтверждённые концерты уже есть, если кто хочет посетить, там всё написано, когда и где конкретно. 

О МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ

– Я не слушаю музыку. Музыка как фон мне не нужна, а сидеть вдумчиво слушать новинки просто не хватает терпения. И, признаюсь, предвзятость и твёрдое убеждение, что удивиться больше нечему, тоже имеет место. Но тем приятнее бывают случайные удивления. 

(Диана Черниченко, kroogi.com, 07.08.14)

Последние новости