«Кавказская пленница!»: Игра в классику **

Премьерный показ фильма «Кавказская пленница!» состоялся в рамках Московского Международного кинофестиваля 25 июня 2014 года в кинотеатре «Октябрь». Картину снял режиссер Максим Воронков («Все девушки любят джаз»), в ролях: Дмитрий Шаракоис, Настя Задорожная, Геннадий Хазанов, Арарат Кещян, Семен Стругачев и другие.

«Кавказская пленница!» — это ремейк всем известного и всеми любимого фильма Леонида Гайдая. Создатели новой ленты не отступили от оригинального сюжета ни на йоту: они скрупулезно воссоздали образы, сценки и даже реплики героев, правда, придав действию немного «современного» колорита. Шурик наших дней наряду с блокнотом использует видеокамеру, товарищ Саахов ест суши, троица из Труса, Балбеса и Бывалого устраивает не просто вечер танцев, а пенную вечеринку.

Удивительно, но факт: «богохульникам», посягнувшим на святое, удалось не испохабить классическую историю. Это отдельно отметил перед показом исполнивший роль Саахова Геннадий Хазанов, который сказал: «Раньше женская грудь кормила младенцев, теперь она кормит кинематограф» и прибавил, что у создателей фильма получилось этого избежать. Более того: режиссер сильно постарался при кастинге, так что подбор актеров действительно хорош. Настя Задорожная в роли Нины «сидит, как влитая», Михаилу Ефремову весьма к лицу образ непрерывно рассказывающего тосты и попутно осушающего чаши аксакала, а Хазанов-Саахов и вовсе правит бал, задавая тон всему действию. Шурик в исполнении Дмитрия Шаракоиса, правда, вышел каким-то натянутым и «ненастоящим» — видно, что амплуа стеснительного очкарика ему чуждо.

Очевидный минус ленты — весьма странный саундтрек. Звучащие в фильме композиции в большинстве случаев там, куда их определил композитор, как-то неуместны. Из «перегибов» можно отметить разве что одномоментное перевоплощение Бывалого в «баварскую фрау» (в сцене, где он пытается накормить объявившую голодовку Нину) и Хазанова в «молодежном прикиде».

Довольно резко создатели картины подошли к ее политически-социальной составляющей. Если в оригинальном фильме приговор Саахову остается за кадром, то тут все очень жестко: нам показывают величественного судью (которым неожиданно оказывается Хазанов, в той же сцене уже находящийся в зале в качестве подсудимого), и на классическое «Товарищ судья, а он не может сесть!» он категорично бросает: «Здесь я решаю, кто может сидеть, а кто — должен», после чего выносит приговор «невиновен». Кроме того, в образе Саахова совершенно четко просматриваются черты, извините, Иосифа Виссарионовича Сталина — особенно четко это видно, когда он стоит на фоне портрета вождя, соседствующего в отделении полиции с (сюрприз!) фотографией Путина.

Вообще складывается ощущение, что весь проект (который длился около двух лет!) был затеян только для того, чтобы все участники процесса смогли «прикоснуться к великому» и потом этим щеголять — не очень понятно, правда, перед кем... Многие голливудские звезды приходят на вечеринки в образе Мэрилин Монро, но никому из них не приходит в голову переснимать нетленный «В джазе только девушки». Ремейки — практика общемировая, но на Западе к «классическим» картинам подход совсем другой: взять фильм «Артур. Идеальный миллионер» с Расселом Брэндом — хоть он и основан на стареньком «Артуре» с Дадли Муром, по сути это две совершенно разных (и одинаково хороших!) картины.

Есть, правда, еще одно объяснение новой «Кавказской пленнице»: желание расставить точки над «i» и показать более явный, чем у Гайдая, хеппи-энд между Шуриком и Ниной (ну и «правдивый» приговор Саахову до кучи).

На самом деле, на полном серьезе сравнивать ремейк с оригиналом невозможно хотя бы в силу одного большого нависающего надо всем этим проектом вопроса: «ЗАЧЕМ?». Очевидно, что те, кто любит Гайдая, скорее пойдут и пересмотрят его «Кавказскую пленницу», а не ее современную инкарнацию. И правильно сделают.

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости