«Танец реальности»: Детства моего чистые глазенки ****

Пресс-показ сюрреалистической трагикомедии «Танец реальности» (La danza de la realidad, Чили, Франция, 2013, режиссер Алехандро Ходоровский, в ролях – Бронтис Ходоровский, Йеремиас Херсковитс, Памела Флорес, Алехандро Ходоровский, Бастиан Боденхофер, Адан Ходоровский, Аксель Ходоровский) состоялся в рамках 36-го ММКФ в Театре Киноактера.

Алехандро Ходоровский - один из немногих режиссеров, к которому действительно можно применить затасканный термин «культовый». Легендам о нем, его творчеству, его вкладу в искусство можно посвятить отдельный фолиант, поэтому ограничимся краткой биографической справкой, тем более что здесь она как никогда уместна.

Один из столпов сюрреализма Алехандро Ходоровский родился 85 лет назад в семье еврейских иммигрантов из России в чилийском городке Токопилья. Именно этот город стал местом действия «Танца реальности», а с помощью этого наполовину автобиографического фильма режиссер в присущей ему поэтической и сюрреалистичной манере решил разобраться не только со своими воспоминаниями, но и со своими родителями.

По большому счету, «Танец реальности» не особенно удивит фанатов творчества Ходоровского, но, безусловно, обрадует их – шутка ли, перерыв в 23 года! Режиссер постоянно отсылает к своим предыдущим работам: к «Священной горе» и по большей части к «Святой крови», разве что своим русским корням Ходоровский ранее не уделял столько внимания.

«Танец реальности» - слегка безумная сюрреалистическая оперетта о взрослении молодого Алехандро и его взаимоотношениях с родителями – отцом-диктатором и чрезмерно любящей матерью.

В картине, как в пресловутом доме Облонских, смешалось решительно все: психоделический цирк, поющие калеки, умирающие лошади, исцеляющий чуму «золотой дождь», прижигание мошонки собственному сыну (вообще интересно, что сказал бы психоаналитик о страсти Ходоровского пытать собственных детей на большом экране), Эдипов комплекс, преодоление детских страхов с помощью гуталина, инцестуальные прятки, транссексуалы-коммунисты, распевающие «Интернационал», рассказ о предках режиссера через оперную арию про «казаков-антисемитов», глумление над единым богом и всеми религиями (и наоборот, сложно представить себе более почтительный в своем роде фильм), сожжение портрета Сталина, особенности групповой подростковой мастурбации, любовь и смерть, добро и зло et cetera et cetera.

Сложно найти социальную группу, чувства которой не будет оскорблены этим фильмом. Ходоровскому не привыкать к шоку публики, после показа его дебюта «Фандо и Лис» (1968 г.) на фестивале в Акапулько постановщику, по легенде, пришлось скрываться от разъяренных зрителей в багажнике лимузина.  

Впрочем, волноваться не стоит. Этот, видимо, последний шедевр магического (сюр)реализма, который, судя по финалу, должен стать творческим завещанием и подведением итогов 85-летнего гения, никогда не выйдет в российский прокат.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости