Александр Кутиков: «Самая лучшая импровизация - это заранее придуманная и отрепетированная»

Группа «Машина времени» 31 мая 2014 года даёт большой юбилейный концерт в честь собственного 45-летия в «Лужниках». В преддверии этого события корреспондент InterMedia отправился на студию к Александру Кутикову, чтобы обсудить день рождения группы и другие музыкальные темы.

 

- Что сейчас записываете?

- Одну мою старую вещь - «Дай помечтать» - перезаписываем по просьбе радийщиков. Она была записана в 1988 году; её очень хотят иметь в эфире, но запись старая, нужно обновить. Кроме того, записываем две песни для нового сольного альбома.

- Когда планируете его выпустить?

- Думаю, к концу года в любом случае его сделаю. Но, как всегда в моей практике, задержка происходит из-за текстов. Работа над текстами идёт очень кропотливо и из-за этого продолжительно. Хочется, чтобы они были достаточно простыми и понятными, но при этом не примитивными и не банальными.

- Кого на этот раз вы этим озадачиваете?

- Несколько песен сделано вместе с Володей Ткаченко из «Ундервуда». Ещё две вещи, которые в ближайшее время будут записаны, сделаны с другим автором. Есть такая группа «Хроноп» из Нижнего Новгорода...

- Вадим Демидов?

- Да. По-моему, у нас получились очень симпатичные две песни, что стало неожиданностью и для меня, и для него. Он обычно не пишет для других, в редких случаях работает как приглашённый соавтор, а тут у нас как-то всё срослось. Видимо, мы друг другу чем-то приглянулись как люди.

- Майданов вам теперь не пишет? Он же теперь сам звезда.

- Ну, мы с Денисом один раз попробовали, у нас получилась одна неплохая песня. Дальше как-то не пошло - в силу его занятости, моей несвободы... Совместное творчество - процесс очень непростой. Когда люди заняты каждый своими мыслями, своими проектами, своими концертами, найти какие-то «резонансы» достаточно сложно. Отношения у нас прекрасные, но в творческом смысле мы не продолжаем сотрудничество.

- «Машина времени» будет отмечать 45-летие бесплатным концертом в Лужниках 31 мая. Кто предложил такой формат?

- Мы обещали своим поклонникам: если будем праздновать 45-летие, то концерт сделаем бесплатным. И, несмотря на все организационные и финансовые сложности, мы своё обещание держим.

- Программа будет с юбилейным уклоном?

- Если нам хватит физических сил, мы хотим сыграть 45 песен.

- Часа четыре?

- Нет, порядка трёх часов. Мы надеемся, что сил у нас хватит. Всё будет исполнено силами «Машины времени». По нашему сегодняшнему самоощущению, гости на празднике нам нужны только в качестве друзей, зрителей и участников застолья после концерта.

- На застолье точно сил хватит?

- Ну на него-то всегда сил хватает (смеется). Тут вопросов нет.

- Много будете репетировать, или можно уже всё сыграть с листа, на опыте?

- Самая лучшая импровизация - это заранее придуманная и отрепетированная.

- Фирмам-мейджорам теперь вменяют в вину, что в 80-90-е, когда не было интернета и музыка действительно продавалась, они раскручивали не самых талантливых и наживались на этом несправедливо. 

- Я с этим не согласен. Если взять весь период существования больших рекорд-лейблов - а это началось ещё в довоенное время, - то количество найденных этими лейблами звёзд просто колоссально. Настоящих звёзд. А интернет за последние годы дал всего несколько имён, на двух руках можно сосчитать. Вообще к бизнесу нужно подходить серьёзно. Музыкальный, издательский бизнес - это не прикол какой-то, этому нужно учиться, к этому тоже нужно иметь талант. К сожалению, на сегодняшний день попытки регулировать взаимоотношения интернета и авторов продвигаются очень медленно. Интернет в его музыкальном сегменте напоминает мне республику под названием Анархия: что хочу, то и делаю. Кого хочу, того и пишу. Кому хочу, тому и переписываю. Бизнес музыкальный умирает, потому что не хватает средств на жизнь, люди начинают искать другую работу. Не писать песни, а работать в какой-то области, которая приносит деньги. Раньше авторы при всех издержках системы получали очень солидные отчисления, которые им позволяли чувствовать себя комфортно в жизни и иметь достойные условия для работы.

- Несмотря на вышесказанное, «Машина времени» есть в iTunes. Вы считаете это жизнеспособной моделью?

- Это одна из попыток каким-то образом интернет-пространство привести в более цивилизованный вид. iTunes молодцы, мы с ними сотрудничаем, потому что это самая перспективная и дающая какие-то дивиденды система.

- Если смотреть на чарты iTunes, каждую неделю они меняются достаточно радикально. Значит ли это, что выборка нерепрезентативна?

- Если смотреть не на российский сегмент, а на американский, английский или австралийский, то чарты iTunes будут совпадать с чартами Billboard или по крайней мере будут очень похожи. По нашему iTunes делать выводы не стоит.

- 9 мая все скачивали оттуда песню «День Победы», а уже 10-го принялись слушать Кончиту Вурст.

- Когда-то, в конце XIX или начале ХХ столетия, были популярны балаганно-цирковые шоу. Туда простые, как правило, люди ходили посмотреть на клоунов, акробатов, борцов, бородатых женщин, сиамских близнецов, мужчину-слона и прочие диковины. Для меня «Евровидение» является подобием циркового балагана тех времён, при этом наполненного современными технологиями. Вот американцам до «Евровидения» - как до дверцы.

- А в России к нему относятся очень серьёзно - депутаты обсуждают, РПЦ выражает озабоченность...

- Наверно, людям больше делать нечего. Если для депутатов тема бородатой женщины столь актуальна, что её нужно так долго муссировать, то у меня складывается ощущение, что у них просто много свободного времени.

- Вам встречаются интересные молодые музыканты, у которых есть перспективы, несмотря на все вышеописанные сложности с интернет-анархией?

- Разрыв между нашими и западными музыкантами сегодня просто колоссальный, и всё время увеличивается.

- Ну, это исторически сложилось.

- В 70-е годы он был меньше. Это можно судить по материалу, который тогда записывали здесь и там. Пропасти не было. Когда мы впервые приехали в Америку в 1988 году, нам сказали, что если бы мы приехали году в 1972-м, то точно имели бы успех и свою публику. Это говорили большие серьёзные американские продюсеры. А в 1988-м было уже поздно - наша потенциальная возрастная аудитория оказалась занята. Сейчас же разрыв огромный, к тому же я замечаю, что начинает сказываться недостаток образования. Последние 15-20 лет качество обучения постоянно регрессирует, люди не знают русский язык, не знают русскую поэзию даже в объёмах школы. Они считают рифму «палка - селёдка» нормальной. Безграмотные песенные тексты, нет мысли. Стихи, по их мнению, это рифмование слов, тогда как на самом деле это рифмование мыслей. Поэзия - это высшее проявление философии.

- Может, музыканты просто подстраиваются под невысокие потребности публики?

- Да нет, они играют, как умеют, и так же пишут музыку и тексты.

- Когда «Машина времени» поехала записываться на Abbey Road, это был символический жест? Или в этом был смысл и с точки зрения качества записи?

- Это была реализация мечты, которая в детстве и юности казалась нам несбыточной, вот и всё. Плюс к этому мы получили фантастический опыт работы с продюсерами, музыкантами, инженерами. Ни одну студию в мире нельзя сравнить с Abbey Road. Она легендарна именно поэтому. Они поддерживают такой уровень профессионализма и культуры, что легенда продолжает существовать.

- Её же относительно недавно пытались продать.

- Её пытались продать как актив, который приносит доход. Хороший актив, можно было дорого продать. Музыканты возмутились, Маккартни сказал, что сам купит, если что. Ведь хотели продать японцам и сделать там музей. Ни фига себе, из уникальной студии делать музей! Там же фантастический зал для записи симфонической музыки, невероятный по звуку и акустике. Отказаться от такой студии было бы тупостью и, к счастью, до этого не дошло.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости