«Венера в мехах»: Она была актрисою ****

Пресс-показ фильма «Венера в мехах» состоялся в кинотеатре «Синема стар» 13 мая 2014 года. Режиссер – Роман Полански («Пианист», «Резня»), в главных ролях – Эмманюэль Сенье («Девятые врата») и Матье Амальрик («Необычайные приключения Адель»).

Роман уже неоднократно экранизировался, в том числе в России (в 1915 году вышел фильм «Хвала безумию», записи которого на данный момент утеряны). «Венера в мехах» в исполнении Полански доехала до нас год спустя после показа в Каннах.

Сюжетная завязка довольно проста: драматург Тома написал собственную интерпретацию знаменитого романа Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах» и сам же взялся за постановку. Целый день он проводил кастинг, но так и не нашел актрису на главную роль – и тут в зале, опоздав на два часа, появилась Ванда. Она затянута в кожу, вульгарно жует жвачку и ничтоже сумняшеся уточняет у режиссера: «Вы поставили пьесу по песне Лу Рида?». С первой же секунды девушка совершенно не нравится Тома, и это неудовольствие нарастает в геометрической прогрессии – ровно до того момента, когда он, все-таки сжалившись над ней, решается на прослушивание.

Тут-то и начинается самое интересное: казавшийся довольно предсказуемым поначалу сюжет начинает стремительно раскручиваться по витиеватой траектории, чтобы увязнуть под конец в абсолютном сюрреализме. Непрекращающаяся смена ролей по ходу действия втягивает зрителя в такой вихрь, что только успевай следить: тут и шаблон «начальник-подчиненный», и «агрессор-жертва», и, конечно же, связка «актер-персонаж». Фильм повествует о пьесе по роману: довольно быстро становится сложно отличить одно от другого (и уж тем более от третьего). Попутно для зрителей проводится небольшой ликбез по роману Захер-Мазоха, древнегреческим драмам и Венера знает чему еще. Все вышеописанное приправлено тонкими шуточками от Полански, а фоном периодически раздаются тревожно-торжественные трели мобильного телефона Тома.

Это четвертая работа Романа Полански в жанре киноспектакля, который, надо заметить, ему очень даже удается. Происходящее на экране так затягивает, что до какого-то момента можно даже не заметить пресловутого единства места и времени: по сути, весь фильм – это игра двух актеров (и их персонажей).

Невольно в голове возникают фильмы-ассоциации - «Интервью» и «Бархатная золотая жила». Первый – из-за формы подачи и явного психологизма, второй - за счёт гротескной концовки «Венеры», у которой явно есть что-то общее с глэм-роком, помимо названия выдуманной группы из «Жилы».

Зрители и критики как один замечают, что играющий начинающего драматурга Матье Амальрик неумолимо похож на молодого Полански. При этом не выходит из головы и то, что роль взбалмошной актриски вовсе исполняет законная супруга режиссера. Исполняет, надо заметить, отменно, несмотря на не самый подходящий для этого образа возраст. Эмманюэль Сенье очень правдоподобно воплощает все необходимые черты своей героини – от вульгарности до эротичности, от мягкости до жестокости. Все это настолько «женское», насколько возможно – и никого лучше для этой роли просто не придумать.

Картина, безусловно, понравится поклонникам Полански и интеллектуалам, которые смогут по достоинству оценить режиссерский юмор. Остальным будет интересно понаблюдать за всеми перипетиями сюжета. Так или иначе, фильм заставляет думать, и это ли не прекрасно?

«И покарал его Господь, и отдал его в руки женщины...»

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости