Сериал «Кураж»: Даром преподаватели время со мною тратили ***

Показ 12-серийного фильма Александра Стефановича «Кураж» начался на Первом канале 14 апреля 2014 года. Сериал стал своеобразным подарком к 65-летию Аллы Пугачёвой, которая в конце 70-х годов была супругой г-на Стефановича. В главной роли - молодой талантливой певицы Галлы - снялась Александра Волкова, в остальных ролях заняты Владимир Фекленко (Алекс), Александр Стефанович (Алекс в наши дни), Аглая Шиловская (Виктория), Анастасия Лукьянова (Соня), Елена Мелентьева (Кондратьева), Андрей Рапопорт (Леонид Дербенев), Игорь Верник (Александр Сергеевич), Софья Лебедева (Маша), Андрей Подошьян (дирижер), Лиза Зарубина (Кристаллик), Владимир Вишневский (Горин), Игнат Акрачков (оператор Владимир), Дина Гарипова (секретарша) и др.

Насколько нам известно, последние 30 лет Алла Борисовна и слышать ничего не хочет про Стефановича, поэтому снять фильм конкретно про Пугачёву режиссёр не мог. Сериал начинается с титра о том, что все совпадения случайны, а все имена вымышлены - в итоге под своим именем в «Кураже» фигурируют только поэт Леонид Дербенёв и многочисленные звёзды 70-х, появляющиеся в эпизодах. Это не мешает Галле быть исполнительницей «Арлекино» и петь в картине «Ты на свете есть» и прочие песни Зацепина/Дербенёва. А вот армянский дирижёр, с которым певицу «до Алекса» связывали профессиональные и личные отношения, вообще не имеет в сценарии никакого имени - ни Константин, ни Орбелян, вообще никакого.

- Фильм снят по мотивам моего романа «Кураж» - это мой субъективный рассказ о том времени, о том, как я был влюблен в выдающуюся женщину, - объясняет Стефанович. - Это роман о встрече ярких талантливых, незаурядных и амбициозных людей. В фильме есть биографические моменты, но все же – это художественное самостоятельное произведение, образ главной героини Галлы в фильме - собирательный.

Александр Стефанович - удивительный персонаж. Годы, когда он «был влюблён в выдающуюся женщину», оказались пиком его биографии, о чём он не стесняется несколько навязчиво рассказывать во всех интервью. Пугачёва его истории гордо игнорирует, не опровергая версию Александра Борисовича, что именно он придумал её имидж, сценическое поведение, театрализованную сценографию и, наконец, костюмы. Для тех, кто не усвоил эту информацию из многочисленных интервью, Стефанович решил повторить всё это в 12 сериях.

«Кураж» сделан в виде воспоминаний пожилого режиссёра, рассказывающего молодой любовнице (sic!) историю тридцати-с-лишним-летней давности. Диалоги Стефановича, снявшегося в роли самого себя, с «Викторией, певицей, которую ждали», выглядят не очень естественно, да и вообще почти все герои сериала время от времени начинают говорить не как в жизни, а фальшиво, как в плохих сериалах. Вика, из которой Алекс обещает сделать звезду, на самом деле жёлтая журналистка с редакционным заданием раздобыть какой-нибудь компромат на Примадонну - тоже, знаете ли, не самая великая сценарная находка. Беспомощные диалоги соседствуют с довольно забавными сценками (всё же сложный характер «собирательной» Пугачёвой даёт достойную фактуру), а «Жигули» и «Москвичи» - с железными подъездными дверями, не существовавшими в 70-е годы. Очевидно, бюджет ленты не позволил более точно воссоздать быт (и нанять сценаристов, лучше представляющих, как писать реплики).

По итогам двух показанных серий «Кураж» собрал на «Кинопоиске», возможно, антирекордный рейтинг 2,625 (из 10). Мы вынуждены не согласиться с уважаемыми пользователями, которые, не исключено, ко дню рождения Пугачёвой (15 апреля) ожидали увидеть сериал про неё. Но позвольте, про неё никто и не обещал. Обещали - про Стефановича. И в качестве сериала про Александра Стефановича «Кураж» выглядит совершенно адекватно своему создателю и герою. Он ведь называл себя сердцеедом и Пигмалионом, создавшим Галатею из неотёсанной рыжей девушки? Значит, и в этих 12 сериях он будет покорять девушек и лепить Галлу («А давай ты будешь держать микрофон как факел» - «Да, у меня как раз есть подходящая песня!»), не подозревая, насколько смешно это выглядит со стороны.

Полагаю, что многие из голосовавших, поставивших картине «единицу с плюсом», всё равно продолжат «плеваться, но смотреть». И кстати, важной причиной остаться у экрана будут песни: когда звучат пугачёвские шедевры из 70-х (даже в исполнении Дины Гариповой), история хваткого режиссёра отходит на второй план. Стефановичу нельзя было включать эту музыку в саундтрек: уж она-то его полностью разоблачает и доказывает, что дело в случае грандиозного успеха Пугачёвой было совершенно не в его продюсерских идеях.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости