Галина Хомчик, Алексей Иващенко, Фредерик Белинский - «Невозможное возможно» ***

2013, Brilliant Jazz Club

Идея проекта довольная интересна - скрестить коня и трепетную лань, то бишь авторскую песню с джазом. За джаз здесь отвечают Денис Бриль, который всё это придумал, и гитарист-виртуоз Фредерик Белинский, сделавший аранжировки. За авторскую песню - Алексей Иващенко и трек-лист, включающий композиции того же Иващенко и, например, Булата Окуджавы. В проекте участвует также Галина Хомчик, чья тяга к вечерним платьям и вокальным спецэффектам добавляют к упряжке ещё некоего кроссоверного духа.

Собственно, идея джазовых обработок бардовской музыки не слишком далеко ушла от давних утверждений, что авторская песня - это не обязательно КСП с прожжёнными свитерами и клочковатыми бородами. Вы только дайте нам возможность, говорили некоторые барды, там мы выйдем из лесов и покажем всем, какая у нас высокая поэзия и продвинутая музыка. Жаль, нет денег на оркестры и на телевидение не пускают - а то бы классика отдохнула, услышав оркестровые аранжировки наших песн.

Когда у некоторых бардов соответствующие возможности появились, практика показала, что, как ни крути, лучше всего эти песни звучат под одну гитару - пусть хорошую, пусть нерасстроенную, но гитару. Как ни открещивайся от титула «бард», как ни рядись во фраки и ни собирай гигантские сопровождающие ансамбли - это всё не добавляет к твоим композициям никаких новых сущностей, которые нельзя было бы выразить куда более скромными средствами. И вообще - танцевать надо от печки, то есть от песни: хорошая песня чаще всего сама выбирает себе аранжировку, от которой с течением времени отлетают все излишества.

Сборник «Невозможное возможно» многих этих ошибок избежал, но на некоторые грабли всё-таки налетел. Например, название составители позаимствовали у Игоря Северянина, возможно, даже не подозревая, что для большинства населения оно ассоциируется с Димой Биланом. Гитара француза Белинского чрезвычайно хороша, но иногда его беглые пальцы уводят слушателя бесконечно далеко от авторской песни, да и джаза тоже. На диске есть даже моменты, когда сожалеешь, что он не инструментальный - то есть полной гармонии между конём и ланью добиться не удалось, хотя, конечно, гитарой барда не испортишь.

Несколько странно выглядит и подбор песен. Диск открывается «Грузинской песней» Булата Окуджавы про виноградную косточку, но в дальнейшем избегает стандартов жанра. Зато представлены композиции Алексея Иващенко и Дениса Бриля, в основном не настолько известные, чтобы оценить их новые аранжировки. Таким образом, составители избежали ловушки, в которую угодили бы, приди им в голову переделать «бард-хиты». Как показывает «Грузинская песня», звучание почти родного произведения сильно нивелирует все его благоприобретённые с помощью Белинского и Хомчик красивости: если песня хороша, ей и Галина Хомчик не страшна, а Фредерик Белинский и подавно.

Но в не столь известных композициях кроется другая ловушка: джазовые побеги не всегда приживаются на бардовских ветках, особенно если скрещивание выглядит несколько искусственно. В итоге самой удачной композицией на диске оказывается «Метрополитен» Алексея Иващенко - которая сама по себе изначально не бардовская, а скорее мюзикловая: как известно, Алексей Игоревич с успехом работал и в этом жанре.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости