Билл Мюррей: «Как могли «Дню сурка» не дать «Оскара»?»

О ФИЛЬМЕ «ОТЕЛЬ «ГРАНД БУДАПЕШТ»

- Мне кажется, что ничего лучше Уэс Андерсон до сих пор не делал. Такая великолепная путаница, что крышу сносит. Он великий-великий режиссер. Самое ценное — то, как это все невероятно, непередаваемо смешно. Я под столом валялся.

О СЪЁМКАХ

- Снимали мы в Герлице. Знаете такое место? Это крошечный городишко между Германией и Польшей. За последние пару сотен лет он был то польским, то немецким, но странным образом там мало что порушили во время Второй мировой. Колокольне лет эдак пятьсот, многим домам в центре — никак не меньше. Идешь по улицам, а они пустые, будто в городе остались одни только призраки. На самом деле вся молодежь просто разъехалась по большим городам на заработки. Красота… Мы приехали и оккупировали единственный тамошний отель. На завтраке, обеде, ужине — только съемочная группа. Половину лобби заняли гримеры и парикмахеры. По утрам мы спускались вниз в халатах и тапочках, только ночных колпаков не хватало. Когда хотелось отвлечься, для этого существовала единственная опция: перейти через площадь, покрытую снегом, — а она была покрыта снегом всегда, — и зайти в местный бар. Потрясающая жизнь, ей-богу. Нам не надо было имитировать обитателей старинной провинциальной деревеньки: мы были ими на самом деле! Никаких лимузинов, никаких агентов, а на площадку все едут, запихнувшись кое-как в старенький фырчащий фургон. Это не просто кино, это настоящее приключение! И поездка в Индию на съемки «Поезда на Дарджилинг» была еще каким приключением. Жили на краю света сорок человек американцев — в усадьбе какого-то древнего раджи. Люди в тюрбанах резали нам овощи на завтрак. Мечта.

ОБ ОТСУТСТВИИ У НЕГО АГЕНТА

- Так это же хорошо, разве нет? Я рад, что ­некоторые до меня не могут дозвониться. Мне не нужен агент. Долгие годы существования в этой профессии позволили мне понять одну простую вещь: не агенты достают для меня работу, а та работа, которую делаю я, кормит их. Так зачем мне их кормить? 

О ДРУЖБЕ С РЕЖИССЁРАМИ

- Со всеми режиссерами не подружишься. Первое сотрудничество никогда не заканчивается дружбой — по крайней мере близкой. А если фильм получится дрянной? Какой бы ни был милый человек, я буду держаться от него подальше.

ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО РЕЖИССЕРА?

- Обладание собственным, ни на что не похожим видением мира. Вы смотрите на одни и те же объекты и явления, но он видит чуть-чуть больше, лучше и глубже, чем ты. Его взгляд не затуманен ничем посторонним, он чист и точен. Уэс Андерсон обладает таким взглядом. А еще режиссер всегда совершенно точно знает, к чему он стремится и чего хочет добиться.

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО СОГЛАШАТЬСЯ НА РОЛИ?

- Сценарий. На остальное мне более-менее плевать. Неужели можно согласиться на слабый сценарий, если в нем попадется колоритный персонаж? Хотя у меня был такой случай. Мне предлагали потрясающего героя, за такую роль умереть можно! Но режиссером был незнакомый мне человек, который, как мне показалось, ни черта не смыслит в своем деле. Я, естественно, отказался. Кажется, этот фильм в итоге сняли, я даже не помню его названия. Никто его, ясное дело, не заметил.

ЕСТЬ ЛИ РОЛИ, ОТ КОТОРЫХ ОН ОТКАЗАЛСЯ И ПОТОМ ЖАЛЕЛ?

- Нет. По большому счету я доволен абсолютно всеми фильмами, в которых снимался. Но можно ли сказать, что я не выполнил какой-то план? Ведь у меня в жизни не было такого плана. Хотел ли я сыграть что-то и стать так называемым серьезным актером? Конечно, нет! Я всегда был серьезным актером, хоть иногда играл в комедиях. Я профессионал и серьезно отношусь к своей работе. То есть расслабляюсь и получаю удовольствие. Это может прозвучать странно, однако задача не из простых. Любой ли способен получать удовольствие от каждого дня своей работы? Я способен.

Говорю себе: «Слушай, ты так вкалываешь, неужели ты должен еще и чувствовать себя несчастным? Давай-ка постарайся вкалывать так, чтобы было в кайф!» Пока что это работает.

СМОТРИТ ЛИ СВОИ СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ?

- Ну не помню, чтобы меня хоть раз стошнило от этого зрелища. Бывает, посмотрю минут десять-двадцать. Порой мне кажется, что можно было бы так не торопиться. Есть байка о знаменитом пианисте, лучшем в мире интерпретаторе Шопена, которому поставили чью-то запись и спросили его мнение. «Здорово играет, но быстровато». Выяснилось, что это была его собственная запись, сделанная лет сорок назад. Но бывает и другое: я вижу, что сделал все абсолютно правильно.

О «ДНЕ СУРКА»

- Он прекрасен, этот фильм. Как ему могли не дать «Оскар»? Не за актерскую работу, а за сценарий. Я лучше сценария не видел в жизни! Боже, как можно было это не оценить? С тех пор его столько раз переписывали, копировали, пародировали — но никто даже не приблизился. Однако ностальгии я не испытываю. Вижу на экране старых друзей, которых давно уже нет в живых, и твержу себе одно: «Надо бы заняться чем-нибудь дельным, пока у меня еще есть немного времени».

(Антон Долин, «Афиша-Воздух», 13.03.14)

Последние новости