Кейт Бланшетт и Мэтт Деймон: «Молодые немцы знают об второй мировой гораздо больше, чем американцы, и стараются понять истоки фашизма»

О ФИЛЬМЕ «ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ»

Кейт Бланшетт : Он — о подвиге искусствоведов и хранителей музеев, объединившихся для спасения произведений искусства, похищенных нацистами. Я играю куратора Роуз Валланд, чье доверие — поначалу в корыстных целях — пытался завоевать герой Мэтта Дэймона, искусствовед-реставратор Джеймс Грэйнджер.

Прототипом Роуз стала Клер Симон. Она документировала передвижение украденных предметов искусства, чтобы после войны легче было их обнаружить. Это была отважная женщина. Опасность, казалось, придавала ей куража. Благодаря ее мужеству впоследствии удалось проследить путь многих раритетов. 

Джордж Клуни — невероятный рассказчик, и он виртуозно владеет визуальным языком, поэтому с полным правом взялся рассказать малоизвестную историю, основанную на книге Роберта М. Эдсела «Люди-памятники: герои-союзники, нацистские воры и величайшая в истории погоня за сокровищами». Грант Хеслов, партнер Клуни, купил ее по случаю в аэропорту.

Очевидно, его тронула трагическая судьба произведений искусства, которые должны были исчезнуть, потому что Гитлер хотел от них избавиться. Я имею ввиду собрания Ротшильда и других коллекционеров. В одной из сцен фильма, которой не было в сценарии, она возникла в процессе съемок, герои находят склад ценностей и замирают от удивления.

Мэтт Дэймон : Существует фотография этого помещения в Париже. Оно буквально набито ценными вещами, принадлежавшим еврейским семьям. Так что при желании вы и сами можете посмотреть. Подобный склад был найден и в Германии, видимо, были и другие, о которых мы не знаем. Надеюсь, эта тема найдет отклик у зрителей, что будет способствовать другим находкам. И, как следствие, произведения искусства, похищенные во время войны, вернутся к потомкам их владельцев. 

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ГИТЛЕРОМ КАРТИН

Мэтт Деймон : С подачи Гитлера уничтожались произведения, которые он считал «дегенеративными». Полотна Пикассо, Клее и Миро были сожжены нацистами прямо около парижского музея Jeu de Paume. Гитлер ограбил мировое искусство, и это счастье, что «охотникам за сокровищами» и их коллегам удалось многое спасти.

ОБ ОТНОШЕНИИ НЕМЦЕВ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Мэтт Деймон : Если вы поговорите с молодыми немцами, то узнаете, что трагедия Второй мировой — это огромная часть их учебной программы. Так было в течение долгого времени, так осталось и теперь. Они знают об этой войне гораздо больше, чем американцы. Стараются понять истоки фашизма в Германии, то, как идеи шовинизма и расизма внедрялись в сознание молодых людей. Эта программа — залог того, что в Германии нацистский кошмар, хочется верить, не повторится.

О БЕРЛИНЕ

Кейт Бланшетт : Мне показалось, что Берлин — одно из идеальных мест для съемок, особенно нашего фильма. Город сыграл в нем одну из главных ролей, и нам было легче передать дух страны, которая не устает задавать себе серьезные моральные вопросы, связанные со Второй мировой войной. В Берлине живет и работает множество артистов, художников и музыкантов, а немецкая экономика — одна из самых успешных в мире. Думаю, это напрямую связано с тем, что немцы понимают важность культуры для всех областей человеческой деятельности. Так что работать в Берлине было фантастически хорошо.

О РОЗЫГРЫШАХ ДЖОРДЖА КЛУНИ НА ПЛОЩАДКЕ

Кейт Бланшетт : Я подписала документ, в котором обещала не раскрывать ужасные злодеяния Клуни (смеется).

Мэтт Деймон: Ну, а я ничего не подписывал, поэтому раскрою. Во время съемок я, можно сказать, жил на два города. Каждые две недели летал в Нью-Йорк, потом возвращался в Берлин, к своему герою. И всякий раз, надевая его брюки, обнаруживал, что они еле застегиваются. А посколько в тесных брюках сниматься, мягко говоря, неудобно, приходилось мчаться в спортзал, ограничивать себя в еде — в общем, делать все, чтобы быстро и эффективно похудеть. В итоге выяснилось, что как только я отправлялся в Нью-Йорк, Джордж изымал из моего шкафа старые брюки и на их место вешал новые — на размер меньше. Так что очень приятно иметь таких друзей, как Джордж (смеется).

Кстати, работа с Джорджем была очень похожа на работу с Содербергом (Дэймон снялся в восьми картинах режиссера. — «Известия»), что не удивительно: они долго работали вместе. Джордж просто неприлично талантлив как режиссер, и хотя это звучит немного подозрительно — все-таки я его приятель, мне кажется, я выражаю общее мнение (смеется). 

О СОВМЕСТНЫХ СЪЕМКАХ С МЭТТОМ ДЕЙМОНОМ

Кейт Бланшетт : Да, это правда. Можете ли вы представить, как я расстроилась? Но к счастью наши съемки в Берлине были очень короткими (смеется). Последний раз мы снимались вместе с Мэттом в фильме «Талантливый мистер Рипли» в Италии, 15 лет назад, но там была совсем другая история. Главное, мне кажется, мы с ним очень гармонично взрослеем. 

О СОМНЕНИЯХ В НОВЫХ ПРОЕКТАХ

Кейт Бланшетт : У меня всегда возникают сомнения. И этот плодотворный год действительно выглядит хорошо на фоне других бездарных лет (смеется). А если серьезно, вы правы: проекты с такими сильными историями и актерскими ансамблями возникают очень редко. Мои дети посмотрели «Охотников за сокровищами», и Джордж пошутил, что они явно не являются «фокус-группой». Однако, когда на экране возникли ужасающие кадры, где «охотники» находят обручальные кольца и золотые пломбы сожженных в газовых камерах людей, я почувствовала, что мои дети поняли что-то очень важное.  Наверное, только это и должна была я сказать, отвечая на ваш вопрос. 

(Галя Галкина, «Известия», 20.02.2014)

Последние новости