Евгений Гришковец и «Мгзавреби» - «Ждать Жить Ждать» ***

2013 «Снегири музыка»

Евгений Гришковец закончил было свою музыкальную карьеру, в рамках которой он выпустил несколько альбомов с группой «Бигуди», но снова начал. «Горевал, что вновь не переступить на клубной сцене через провода, и всегда возил с собой диск с последним концертом с «Бигуди» в центре Мейерхольда, – рассказывал он. - Было ясно, что искать кого-то – бесполезно. Такого человека нельзя найти. Его можно только встретить».

Встреченным человеком оказался композитор с роскошным грузинским именем Гиги Дедаламазишвили, у которого была собственная группа «Мгзавреби» («Путники» или «Пассажиры»). Гришковец показал ему текст «Сообщения другу (оставленного на автоответчике)», и вскоре Гиги ответил мелодией. Так началось сотрудничество. В течение года Гришковец и «Пассажиры» писали свой альбом, летая по сложным траекториям между Киевом и Тбилиси, и вот наконец закончили. Помимо русского названия, у диска есть грузинское, каковое мы вслед за множеством ресурсов с удовольствием скопипастим: «ცხოვრება, მოლოდინი…»

«Бигуди» тяготели к электронной музыке - хотя лидер группы Максим Сергеев и сочинил для совместного проекта несколько годных мелодий, они оставались не более чем аккомпанементом к разговорам Евгения Гришковца. Начать петь за все эти годы драматург так и не решился даже под «Бигуди», а уж на фоне певучих грузин это вообще было бы самоубийственным номером. С музыкальной точки зрения проект Гришковца сделал не просто шаг вперед, а гигантский прыжок - темпераментные «Мгзавреби» в десяти песнях демонстрируют примерно всё, что мы ценили (и ценим, несмотря ни на что) в грузинской музыке: многоголосье, мелодизм, витальность, киндзмараули и саперави... Мы, конечно, не понимаем, о чем они поют, но у них же история не про смысл, а про культуру и настроение. В некоторых треках, кстати, это настроение очень похоже на «вах, хватит слушать бормотание этого небритого типа, пойдемте лучше выпьем вина и споем!». Шучу, шучу.

Хотя, знаете, в каждой шутке... Если музыкально этот альбом заслуживает высших баллов, то текстуально-смысловая часть, за которую отвечает Евгений Гришковец, по сравнению с его предыдущими дисками топчется на месте, если не пятится назад. Возможно, ему тоже хотелось побольше послушать пение Дедаламазишвили и компании, поэтому он не так часто перебивал их своими монологами, которые к тому же постарался делать не очень длинными. В итоге Евгений заметно повысил в своих текстах концентрацию банальностей и как-то до предела упростил язык. Местами кажется, что он вдохновлялся мультиками про Ушастика: лисичка сказала... медвежонок проснулся... и я пока погулял. Темы тоже не блещут оригинальностью: «Я с вами» - про проблему выбора, с кем быть - с ними, с вами или одному посидеть; «Я боюсь» - о страхах, «Завтра» - об извечном стремлении отложить важные решения на потом, «Сообщение другу...» - о мужской дружбе, «Ждать Жить Ждать» - понятно о чем, «Risorius» - об улыбке и т.д. Только текст «Жизнь не супермаркет», пожалуй, достоин Гришковца-мыслителя. Зато в «Новогодней» он очень отвлекает своим занудством от грузинского праздника, а в финальной «Пойте, друзья» призывает почаще петь тех, кто это умеет. Себя драматург к их числу по-прежнему не относит. Хотя нельзя исключать, что слушать поющего Гришковца было бы поинтереснее, чем рассуждающего на одни и те же темы.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости