Венецианский кинофестиваль не оценил Тома Харди

Далеко не всегда журналисты и зрители кинофестивалей разделяют выбор тех, кто отбирает фильмы для показов. Под сомнение ставится не только сделанный, но и не сделанный выбор. 3 сентября 2013 г. Венецианский кинофестиваль удивил зрителей тем, что картина израильского режиссера Амоса Гитая «Ана Арабия» попала в конкурс, а фильм британца Стивена Найта «Лок» с изумительным актерским соло Тома Харди его не прошел.

«Ана Арабия» — очередная картина фестиваля, основанная на реальных событиях. Примечательно, что режиссер Амос Гитай в прошлом был документалистом. Это наложило на ленту свой отпечаток.

Главная героиня — журналистка Яэль, которая приходит в дом бывшей узницы Аушвица Ханны, чтобы узнать о ее жизни. Та много лет назад переехала в Израиль и вышла замуж за... араба. Все ее друзья и родные были против такого союза, так что ей дважды пришлось сбегать из дома. Дважды ее возвращали обратно. «За них все решила любовь», — говорит журналистке ее дочь. Любовь — вообще один из лейтмотивов картины (возможно, если бы Амос Гитай сделал его единственной темой фильма, «Ана Арабия» не воспринималась бы как дидактическое политическое заявление). «Любовь - это чудо, мало кому оно дается, только избранным, - рассказывает другая героиня фильма, невестка почившей Ханны. - Многие думают, что она у них есть, но на самом деле эти люди даже не знают, что это такое». Зато сама она знает, что такое побои и унижения. Сын Ханны и Юсуфа много лет избивал ее и издевался. «Мы здесь хорошо живем, — говорит еще один сын Юсуфа. — Я хочу только, чтобы у меня была хорошая жена - чтобы у нас с ней было дерево, а мы бы о нем заботились». Свою жену он выгнал - она купила новую стиральную машинку и холодильник. Это было не так уж дорого, но его устраивали и старые. Если быть точнее, его просто не устроило то, что жена приняла решение без него. Такая вот семейная портретная галерея.

По словам Амоса Гитая, фильм его хоть и считается игровым, но в его основу легло множество реальных историй, которые он узнал, занимаясь документальными проектами. Впрочем, самое интересное в «Ане Арабии» то, что вся картина снята одной камерой с одного захода — без дублей и репетиций. Это единственное, чем Гитай поразил венецианских зрителей. Потому что в целом картина с неоригинальным заявлением «Ребята (в данном случае арабы и евреи), давайте жить дружно!» выглядит совершенно безжизненно.

Еще один минималистический фильм, показанный на кинофестивале, — «Лок» британца Стивена Найта. Этот режиссер тоже снимал практически без перерыва и всего с трех камер, делая паузу лишь для смены кончающихся карточек памяти.

В его картине всего один герой — Айван Лок, который едет из Бирмингема в Лондон. В Бирмингеме у него любимая жена и сыновья, не менее любимая работа инженера, многомиллионный контракт и уважение коллег. В Лондоне его ждет в роддоме женщина, с которой он встретился всего один раз, по неосторожности соблазнившись ее увядающими женскими прелестями. Ей 43 года, так что это ее последний шанс родить. Айвана Лока когда-то бросил отец, и с тех пор он поклялся себе никогда не причинять такую же боль своим детям. За полтора часа он потеряет все, что имел в Бирмингеме, только потому, что принял решение не ранить чувства этого нежеланного малыша. Появление ребенка полностью уничтожит жизнь, которую много лет с любовью и упорством выстраивал его отец.

За полтора часа мы не увидим в кадре никого, кроме Айвана Лока, которого играет Том Харди. Остальные действующие лица этой трагедии (жена Катрина, сыновья, коллеги, рожающая Бетани и даже малыш) всегда за кадром — мы лишь слышим их голоса в телефоне, по которому всю дорогу говорит герой. «Это обычная трагедия обычного человека, — говорит о своем фильме режиссер. — Я хотел, чтобы каждый увидел в Локе себя, чтобы этот фильм заставил зрителей задуматься о том, какие выборы нам приходится совершать в жизни, что мы ставим на первое место, чему уделяем недостаточно внимания».

Кажется, больше всего возмутил зрителей недостаток внимания к картине «Лок» со стороны отборщиков Венецианского кинофестиваля. Они почему-то не взяли фильм в конкурс. Тому Харди такая оценка журналистов очень приглянулась. Для него, всегда игравшего грубоватых вышибал и супергероев, «Лок» - невероятная удача. «Это было очень непросто, я действительно привык играть в декорациях, в костюмах, с массой технологий, а здесь была машина и три камеры, и текст, который я произносил практически без остановки, — с нескрываемой гордостью рассказывает актер. — Мне очень жаль, что сегодня все предпочитают снимать фильмы с супергероями в каких-то нереальных декорациях и условиях. Очень бы хотелось, чтобы таких вот картин о реальных человеческих историях стало больше».

Аля Тагер, InterMedia.

На фото: кадр из фильма «Ана Арабия»

Последние новости