Игорь Саруханов: «Зачем вы создаете сбитых летчиков из замечательных людей?»

О СТИЛИСТИКЕ НОВЫХ ПЕСЕН

- Немного изменилась. Не могла не измениться, потому что разные люди создавали аранжировки. У «Алых парусов» было два аранжировщика – Михаил Иванов и Александр Коновалов. Загруженность Коновалова побудила меня искать новых ребят. Я люблю работать с новыми людьми, чтобы не замыливалось ухо.
Я работаю просто – слушаю аранжировку и говорю, нравится мне или нет, или что-то надо поправить. Аранжировка – это бас, барабаны, клавишные, гитары – тут играю я или иногда для разнообразия прошу сессионных музыкантов. Например, у меня четыре гитариста, два барабанщика… У меня есть постоянный состав, но в записи могут играть не они. Все для разнообразия! Художник делает то, что хочет! А для концертов они почти один к одному «снимают» партии из студийной записи.
Вот хочу использовать еще и плейбек на концертах. Экономическая составляющая не позволяет мне возить на гастроли коллектив из 12 музыкантов, могу не более семи.

О НОВОМ АЛЬБОМЕ «ЧЕРНЫЕ, БЕЛЫЕ ПОЛОСЫ»

- Написал его вместе со своим другом и поэтом Александром Стрижковым менее чем за год. В общей сложности, вместе с моими стихотворениями, у нас скопилось 24 песни, которые я сразу записал. Из них 13 я скомпоновал так, чтобы они подходили друг к другу по стилистике, и они вошли в новый альбом. Так что еще около 11 песен осталось на будущее.

Одну из песен я посвятил памяти своего друга Сергея Дроздова, умершего недавно. Стрижков написал такой текст, что у меня сразу возникли ассоциации с ВИА «Синяя птица». Да и куда деваться – я же там работал гитаристом несколько лет. Сразу проявилось – музыка 70-х, игра на танцплощадках… Но в этот альбом она не вошла. Он рано умер. Я ездил к нему недавно в Тамбов, где он построил себе целый дом. Мы с ним заразились друг от друга коллекционированием гитар и вообще музыкальных инструментов. Как-то узнали, что кто-то продает свои гитары? – тут же примчались, покупали их. А потом ему надоело покупать гитары. Сидишь в eBay, думаешь: а "Телекастера" 62-го года у меня нет…

Была такая история. Мастер гитар Хироши Кидо умер в 90 лет в 1999 году, он создал из доски старого камина 6 копий гитары Red Special, на которой играет Брайан Мэй. А Брайан Мэй выдает разрешения на изготовление таких гитар. Так вот, у меня его гитара, которая сделана из цельного махагона, хотя Мэй делал полые гитары. То есть она сделана еще до встречи Кидо и Мэя! Так вот, одна из этих шести гитар находится у Брайана, одна – у меня. И тут меня "Авторадио" пригласило меня на встречу с Мэем. Мы с ним подружились. Он сыграл на ней…

СКОЛЬКО У НЕГО В КОЛЛЕКЦИИ ГИТАР?

- Кажется, 48 гитар. Каждая гитара – это свой звук. Есть у меня, например, коллекционный "Стратокастер" – номер 11 из 12 выпущенных экземпляров. Есть гитара Strat первого года выпуска. Я сейчас серьезно занимаюсь проблемой оценки своей коллекции. Нужен мастер, который имеет право выдавать документ о стоимости. А то я и цену ее не знаю.

ЗАЧЕМ ЗВЕЗДЫ 70-Х ДЕЛАЮТ УТЯЖЕЛЕННЫЕ АРАНЖИРОВКИ?

- Мне кажется, что аранжировки тех лет вообще лучше не менять. Они пропитаны духом времени. Мы пели как пели. Играли как играли. Жили как жили. Сейчас молодые даже не могут представить себе, как тогда звучали песни на концертах – потому что остались только студийные записи. Между саундом студии "Мелодия" и живым концертом тех лет – кардинальная разница. Сцена – большое пространство, в отличие от небольшой звукоизолированной студии. Даже когда пытались записывать концерты, снимали звук с пульта, а микрофонов в зале не было – а именно там звучит то, что звучит.

А рок это или не рок?.. Если с нами играет барабанщик, который воспитывался на Led Zeppelin, руку ставил на их песнях, как же это не рок? Вот группа "Круг" была рок-группой. Не хард-группой, но рок-группой. У меня эстетика игры на гитаре роковая, а не эстрадная и не джазовая.

О ПОП-РОКЕ

- А что такое поп-рок? Популярный рок-певец. Да я и не называю себя рок-певцом. А кто-то взял и написал в Википедию: поп-рок-певец. Я и в метале могу сыграть. Но зрители привыкли, что в песне Саруханова есть история, есть мелодия.
Мои песни приносят мне деньги 20 - 30 лет. Можете себе представить? Когда я писал «Скрипку-лису», я не думал, что она будет приносить мне деньги вот уже 18 лет. Когда я ее записывал, вложил в нее порядка 60 тысяч долларов. Недавно спросил у своего молодого директора, стал бы он снимать клип в трех странах, если бы я сегодня написал «Скрипку-лису». Он не стал бы. Он считает, что надо вкладываться только в «быстрые» песни. Но этот медляк всем медлякам медляк!
«Зеленые глаза» я написал 28 лет назад! Она 28 лет приносит деньги. Вот как!
Есть такой нюанс, что идешь на концерт Пола Маккартни и боишься, что он будет петь новые песни. Может быть, и от меня не ждут больше новых песен, чтобы не разочароваться? Но тогда – творческий застой. Я не могу, как Юра Антонов, - 20 лет ни одной новой песни. Как это?! Но я слушаю его концерты, и я всем доволен, меня все устраивает… Может, и мне не стоит писать новых песен?..

ПРЕДВИДИТ ЛИ, ЧТО ПЕСНЯ СТАНЕТ ХИТОМ?

- И да, и нет. Я не думал, что «Каракум» или «Позади крутой поворот» станут хитами. Вообще не подозревал об этом! Чтобы Вески больше 30 лет пела ее… У меня так: первое ощущение, что да, станет хитом. А потом – сомнения. Но первое слово дороже второго.
Обычно, когда песня попадает в десятку, сразу возникает ощущение, что где-то это уже было. Тут важно не обманывать себя.

О РЕЮНИОНАХ

- Это все было вынужденно. Но у меня все иначе. Если я представлю себя гитаристом группы "Круг", соберу тех музыкантов и начну чесать концерты как группа "Круг" - это будет коммерчески выгодно. Люди плачут, когда слышат у меня на концертах песни группы "Круг".
Так и люди собираются, чтобы не дать песням умереть, и самим подзаработать. Живут же "Самоцветы", и все у них хорошо.
Я не могу жить только старыми песнями. Приезжаю с утомительных гастролей, мгновенно засыпаю, а через пять часов подскакиваю и сажусь писать песню. С небес приходит SMS. Утром берешь в руки гитару, и сама собой приходит мелодия.

О РОЖДЕНИИ ПЕСЕН

- Как получилась песня "Дорогие мои старики"? У меня тяжело болел отец, лежал в больнице. И вот приходит ко мне домой Симон Осиашвили, кладет листок с текстом. Я смотрю на первые строчки "Постарели мои старики…", и сама появляется мелодия, как будто она уже была здесь. Я ничего не сочинял!
Или песня "Желаю тебе". Дело было в Прибалтике на гастролях, включаю телевизор, там программа с поздравлениями. Стоит маленький мальчик и говорит: "Я своей маме желаю из тысячи игрушек одну, самую мягкую". Я вырубаю телевизор, и через десять минут готова "Желаю тебе из тысячи звезд…" Воистину устами младенца!

О МОЛОДЫХ АРТИСТАХ

- Из молодых мне очень нравится "Океан Эльзы". И очень жаль, что такого "Океана Эльзы" нет в России. Мне кажется, что в России что-то произошло, здесь происходит что-то страшное и опасное. Из совсем молодых я вообще никого не могу назвать, хотя многих знаю.
Многие артисты, лица разных телеканалов, - они же совершенно не дают концертов. Это ужасно. Зачем вы тратите на них эфирное время? Зачем искусственно создаете сбитых летчиков из замечательных потрясающих людей, которых вы когда-то любили? Что они плохого вам сделали? У них исчезло обаяние или испортились голосовые связки? Их опыт вам неинтересен? В Англии, во Франции и народ, и короли уважают своих артистов, сколько бы лет им ни было.

О ШОУ «ГОЛОС»

- Я не следил за шоу специально, но иногда смотрел с удовольствием. Что такое это шоу? Это лазейка для профессионалов. Вот закончил человек музыкальное училище – и что дальше? Идти в оркестр, где платят 100 рублей и на полгода зарплату задерживают? Он смотрит на это все, и идет в шоу "Голос".
Людям, которые всю жизнь положили на музыкальное образование и профессиональную работу певцами и музыкантами, дорога в эфиры заказана. Там отправляют "в коммерческий отдел". Поэтому крутятся песни детей олигархов. И так все у нас в стране. Все для зарабатывания бабла.
Но за это небольшое количество мальчишек и девчонок, которые поют в "Голосе", мне не стыдно.

(Newsmusic.ru, 12.02.13)

Последние новости