Андрей Макаревич: «Я могу позволить себе заниматься только тем, что люблю»

ПОЧЕМУ НА ЕГО НОВОМ АЛЬБОМЕ МАЛО НОВЫХ ПЕСЕН?

— Для меня новое прочтение песни, которая была написана 20 лет назад и которая не игралась столько же, — это тоже шаг. Вообще, альбом часто решает сам, каким ему быть. Мы ему в этом только помогаем.

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЕТ СТАРЫЕ ПЕСНИ «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» ДЛЯ «ОРКЕСТРА КРЕОЛЬСКОГО ТАНГО»?

— Это песни, которым, по моему ощущению, в «Машине» тех лет «не хватило» музыки. Сочиняли мы тогда уже как надо, а играли как умели. В каких-то песнях это не было столь важно — они изначально были придуманы просто, под самих себя. А какие-то были замыслены очень красиво, а средства не позволяли.

ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ПЕСНЯ «ПУТЬ» - ПАМЯТИ ДЖОНА ЛЕННОНА?

— Это уже не важно. Как-то я об этом совершенно не подумал. Наверное, в исполнении «Машины» — это в большей степени была песня памяти Леннона. Сейчас она по ощущениям — совершенно новое произведение. Была задача, во-первых — записать «бэндовый» альбом, во-вторых — сделать его максимально «живым». Дело в том, что эта музыка совершенно не предполагает современной потрековой записи. Джазовую музыку так записывать нельзя. Она либо играется и записывается на одном дыхании (как на концерте), либо не играется вообще. Сегодня наши студии заточены под другую музыку. Сложно было сделать так, чтобы мы могли большим составом играть живьем. Ребята из «Студии на Таганке» нас поняли. Мы записывались через старые микрофоны, на пленку, и все получилось — записали быстро (меньше недели) и чуть дольше сводили.

СИЛЬНО ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ЕГО ПУБЛИКА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 510 ЛЕТ?

— В каком-то смысле. У «Машины» большая часть публики ностальгирует по своим молодым годам. Ну а молодежь, которая приходит посмотреть на нас как на историческую диковинку, удивляется драйву. Что касается «креольской» публики, то мне всегда нравились люди, которые слушают джаз. Они вызывают ассоциации с Аксеновым Василием Павловичем, с Аркановым Аркадием Михайловичем. Такие люди приходят к нам на концерты в джазовые клубы, и я получаю такое же удовольствие, которое, я надеюсь, получают и они.

КАКОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ НЕГО ВАЖНЕЕ?

— У меня нет первостепенных и второстепенных занятий. Я живу в счастливой ситуации, когда могу позволить себе заниматься только тем, что люблю. В этом смысле они все первостепенные — и «Машина», и «креолы», и еще много чего.

ГДЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ НОВЫЕ ПЕСНИ «КРЕОЛОВ»?

— Альбом только вышел, я надеюсь, что какая-то часть его продастся, потом наверняка попадет в Сеть. Я все-таки не в том возрасте, чтобы бегать по радиостанциям и предлагать пластинку. Да я и раньше как-то этим не занимался. Так что никаких особых иллюзий на этот счет не питаю. Кто-то что-то взял, ну и хорошо.

О ВЫПУСКЕ АЛЬБОМОВ

— Вакханалия, творящаяся в Интернете, выбила почву из-под ног музыкантов, которые хотят делать новый альбом. Это работа, требующая не только сил и времени, но и приличных денег. Сегодня они не возвращаются. «Вино и слезы» я записал за свои деньги. Задачу облегчило то, что «креольцы» — очень профессиональные музыканты, время на обтачивание каких-то вещей уходит гораздо меньше. С «Машиной», я думаю, что альбом все-таки будет. К этим трем песням добавятся еще три, потом еще две, а потом мы их соберем и будет альбом. Пусть и задним числом.

О ПЕСНЯХ-ПОСВЯЩЕНИЯХ

— Посвящение — вещь все-таки очень личная и, по моему внутреннему ощущению, требует такого же личного индивидуального воплощения. Если мне что-то приходит на ум, касающееся вещей, происходящих сегодня, и вызывающее у меня бешенство, так я сразу их вывешиваю в Интернет. Там периодически появляются эти песенки под гитару, но уходить в эту бардовскую эстетику мне не интересно.

СЛЕДИТ ЛИ ЗА ТЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ?

— Из Сети ничего не качаю. У меня есть уши и глаза, и я надеюсь, если возникнет то, что перевернет мир, я не смогу этого не услышать.

ВОЗМОЖЕН ЛИ СЕГОДНЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ», КАК В 60-Е?

— Это категорически невозможно в ближайшие десятилетия. Человечество просто объелось, особенно за последние полвека. Его уже тошнит музыкой. Все это должно угаснуть, а потом у молодого поколения, возможно, возникнет ощущение, что оно начинает что-то придумывать с чистого листа. На самом деле это, конечно же, будет повтор, надеюсь, в новом качестве, но они этого не будут знать, и это придаст им энтузиазма и энергии.

О НЕГАТИВНОЙ РЕАКЦИИ НА СВОЮ СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

— Плевать! Никак я к этому не отношусь, на каждый чих не наздравствуешься. Вообще, время нервное и все немного сумасшедшие. Ей-богу, я это делаю не для того, чтобы потом ходить и собирать реакции на все это дело.

О ПЕРЕНОСЕ «СОТВОРЕНИЯ МИРА» В ПЕРМЬ

— Мы были вынуждены в последний момент перенести его из Казани в Пермь. Технически сработали хорошо, программа были интересной, но Пермь оказалась просто перекормленной различными фестивалями, народ устал от этого искусства.

БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ФЕСТИВАЛЬ «СОТВОРЕНИЕ МИРА»?

— Не знаю. Пока мне не хочется этим заниматься. У меня есть ощущение, что если я в это же время стану заниматься музыкой или графикой, то буду чувствовать себя лучше. На административной ниве я теряю очень много нервов, сил и времени.

(«Известия», 28.01.13)

Последние новости