Юрий Назаров: «Сын помог мне устроиться грузчиком. Я работал с китайцами, и они меня хвалили: «Он работает прямо как китаец!»

(ПОЧЕМУ, БРОСИВ ЩУКИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ, УЕХАЛ НА СТРОЙКУ В КАЗАХСТАН)

«Я хотел, как Горький, пройти «свои университеты». Опыт, полученный на строительстве, впоследствии пригодился во многих фильмах. Я понял: когда в отечественных «производственных» фильмах показывают, как на «чужака» в коллективе все набрасываются - это неправда. Лично я никогда не видел такого. Там, где люди трудятся, есть своя нравственная константа».

(КАК ЧУТЬ НЕ УРОНИЛ ПЯТИТОННУЮ БАДЬЮ С ПРОМЕРЗЛОЙ ЗЕМЛЕЙ НА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ)

«Меня не то что матом никто не покрыл, дурного слова не сказали в мой адрес. Прораб лишь выдохнул: «Тебе только в артисты идти». Такое не забудешь...»

(О СЪЕМКАХ В «АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ» ТАРКОВСКОГО)

«В «Андрее Рублеве» Тарковский ввел своих персонажей — князей-близнецов (этих героев я и сыграл). Тексты ролей режиссер писал сам, и каждая фраза имела огромное значение. Вспомните, как смертельно раненный князь-предатель, полакав из лужи, словно собака, испускает дух на руках у Андрея Рублева со словами: «Господи, кабы не власть эта проклятая, как бы я любил брата!»

(О РАБОТЕ С ТАРКОВСКИМ)

«Тарковский из тех режиссеров, которым не отказывают... Жаль, что мне не удалось исполнить главную роль в фильме, который Андрей Арсеньевич планировал специально для меня и Ивана Лапикова. Я должен был играть дезертира, а Лапиков — моего отца, который прячет сына долгие годы. Увы, задуманное не воплотилось, так как Тарковский уехал работать за рубеж. Здесь работать ему не давали».

(ЧАСТО ЛИ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РОЛЕЙ)

«Да, если предлагают сценарии о том, как «СССР завоевывает весь мир». В одном случае я должен был играть советского генерала, который высаживается с войсками в США. Но поскольку неудобно перед мировым сообществом сразу появляться в США, то сперва СССР насылает на Америку... цунами. (смеется.) А уж потом приходят советские миротворцы с гуманитарной помощью. Другой сценарий, где мне также отводилась роль генерала КГБ, был еще фантастичнее. Я должен был играть надсмотрщика над идеальными рабами, которые опять-таки призваны были помочь СССР завоевать весь мир. Идеальных рабов собирались получить путем скрещивания русской бабы, известной своими работоспособностью и терпением, с... гориллой. Я, отказавшись, все же перепугался — а вдруг и правда такое может быть? Позвонил своему школьному другу, лауреату Ленинской премии Эрнесту Малыгину, доктору биологических наук. Он меня успокоил: «У лошади с ишаком может получиться мул, а вот у гориллы с бабой ничего не получится».

(КАК ВЫЖИВАЛ В ПЕРЕСТРОЙКУ)

«Тогда предпочитал работать в другой сфере. Сбережения, собранные на покупку квартиры, после денежной реформы 1992 года резко уменьшились, и мы их решили просто проесть. Сын помог мне устроиться грузчиком. Я работал с китайцами, и они меня хвалили: «Он работает прямо как китаец!»

(ОБ ОТКРОВЕННЫХ СЦЕНАХ В «МАЛЕНЬКЛЙ ВЕРЕ»)

«А сейчас это вообще норма. Даже в пьесах Ибсена и Чехова современные режиссеры стараются показать половой акт. Без этого, мол, никак! Вот только странная закономерность: раньше «секса не было», а рождаемость росла. А теперь секс везде присутствует, но рождаемость почему-то убывает...»

(«Факты и комментарии», 14.08.2012)

Последние новости