Сергей Курехин – «Сергей Курехин в «Аквариуме» ****

SoLyd Records. Релиз диска состоялся в июне.

Лейбл SoLyd Records продолжает более чем неспешно издавать архивы Сергея Курехина. Среди трех выпущенных этим летом дисков выделяется пластинка «Сергей Курехин в «Аквариуме» - на двойном альбоме зафиксированы два концерта, на которых «Аквариум» играл с Курехиным. Основной диск – запись выступления на 3-м фестивале Ленинградского рок-клуба от 1985 года. Бонусный CD фиксирует еще более ранний концерт в подмосковном Жуковском 3 марта 1983 года.

«Аквариум» с Курехиным или Курехин с «Аквариумом»? Продюсеры диска, конечно, голосуют за второй вариант, но посетители 3-го фестиваля ЛРК явно шли на «Аквариум», а не на Курехина, даром что великий пианист играл с любительской группой. Примерно так же следует воспринимать диск и слушателям 2012 года. Это не про Курехина проект, а изящный в своей кособокости памятник эпохе – кстати, лишний раз отвечающий на вопрос, почему Борис Гребенщиков не позвал на 40-летний юбилей группы музыкантов первых составов. Если нынешний «Аквариум» неистощим в способах создания звуковой благодати, то «Аквариум»-85 был отчаянно экспериментален и тяготел к тарараму, особенно в концертном воплощении. Между прочим, помимо Курехина на фестивале Ленинградского рок-клуба с «Аквариумом» играл саксофонист Владимир Чекасин, спрятавшийся под псевдонимом Валентин Пономарев. В результате помимо диковатых клавишных Сергея очень большое влияние на звуковую картину оказывает не менее буйнопомешанный саксофон, да и остальные вовсю соревновались с виртуозами… нет, не в виртуозности, а в авангардистском подходе. Диск прекрасен тем, что даже знакомые песни исполняются в совершенно не похожих на привычные по альбомам версиях; что припевы все орут вразнобой; что Гребенщиков поет так, будто метит в учителя по вокалу для панк-группы Pussy Riot. Не менее замечательно выглядит помещенное в начало первого диска представление группы «Аквариум»: ведущий без тени иронии перечисляет достижения коллектива, его состав и даже список предназначенных к исполнению песен (безбожно перевирая названия оных). Отдельным памятником эпохе служит как бы отреставрированный звук. Это наглядная иллюстрация к недавнему анекдоту «найдено ведро, в которое пел Виктор Цой». Великие и ужасные Курехин, Чекасин, Гребенщиков здесь поют и играют в гигантское ведро, которое, мягко говоря, нивелирует разницу в виртуозности инструменталистов и мало что говорит о технике пианизма главного героя пластинки.

Концерт в Жуковском, кстати, с этой точки зрения даже более репрезентативен. Здесь Сергей Курехин довольно аккуратно дополняет «золотой» состав «Аквариума» Гребенщиков-Гаккель-Романов-Файнштейн-Трощенков, перед малознакомыми зрителями не так старавшийся впрыгнуть в экспериментальные штаны. Да и «ведро, в которое они пели», в Жуковском было поменьше. Большинство дикостей «Аквариум» сосредоточил посреди концерта в 10-минутной коллективной импровизации «Немного джаза», которая, сдается, без Курехина была бы вообще невозможной.

Еще одним удовольствием для знатоков станет сличение сет-листов двух выступлений. Интересно, что в 1983-85 годах одной из важнейших песен «Аквариума» считалась композиция «Пепел», которую сейчас почти никто не помнит.

Алексей Мажаев, InterMedia 

Последние новости