Российские музыканты – о процессе над Pussy Riot

Андрей Макаревич: «Когда закон превращается в орудие политической репрессии, а еще обиднее — церковно-политической, нужна поддержка вообще всех нормальных людей. Музыканты они или не музыканты — это не имеет значения. Для зарубежных деятелей — это форма пиара, игра в образ. Боно может быть самым прогрессивным антиглобалистом — и в то же время рекламировать Louis Vuitton и руководить самой дорогой группой в мире. Я думаю, что у музыкантов, которые приезжают сюда и надевают футболки в поддержку Pussy Riot — это у них такая фишка, что надо защитить гонимых. Это работает на их образ. Девушки из Pussy Riot свое наказание в любом случае уже отбыли, и их надо отпустить. Путин уже высказался — наказание должно быть «не очень жестким». Именно так и будет. Потому что все ждали полгода, что скажет Путин. У нас, к сожалению, все слушают, что скажет Путин. В этом дерьме и живем».

 

Татьяна Буланова: «Я считаю, что Pussy Riot заслуживают наказания. Кто-то, может, потерял близкого человека, и пытается общаться с богом, найти помощь в своем горе, а там... Хотите протестовать — идите на Красную Площадь, идите в Кремль. Моя личная позиция: сажать их, конечно, не надо, достаточно очень большого денежного штрафа, чтобы другим неповадно было. Правда, я не знакома с нашим уголовным кодексом, и не знаю, как и что там определяется… Девушкам сначала нужно было почитать статью внимательно, незнание закона не освобождает от ответственности

Что касается западных звезд – то я не удивлюсь, если окажется, что это была просто часть оговоренной концепции их выступления здесь. В любом случае, эти выступления в защиту Pussy Riot чести им не делают. Не понимаю я этих музыкантов. Скорее всего, это какая-то рекламная акция».

 

Евгений Федоров: «Я подписался под письмом деятелей культуры в защиту Pussy Riot. Я никогда не рассматривал их как музыкантов: немного следил за их акциями, когда они играли в метро, на Красной площади. Собственно, это объединение и является в большей степени художественным — музыка здесь несет скорее сопроводительный смысл. Но наши западные коллеги полагают, что Pussy Riot в большей степени музыканты, чем казалось нам тут, изнутри. И я по инерции теперь тоже считаю их музыкантами. Потому что, в принципе, если брать такой классический дух рок-н-ролла — то это в первую очередь музыка свободы, музыка как способ донести свою идею, иногда весьма радикальную. И с точки зрения чистого рок-н-ролла Pussy Riot — это музыка. Они выступили не так, как обычно делают рокеры в России — как делаем мы — когда говорим что-то со сцены или пишем в блогах. В прошлом рок-музыка была главной моделью поведения юного человека в опротивевшем ему обществе. Pussy Riot эту модель одним махом возродили. Если бы не они — можно было бы смело говорить, что рок-н-ролл остался в прошлом. А музыканты, живущие на Западе, даже самые большие звезды — они этот дух протеста не утратили, потому их и поддерживают.

Российские музыканты разделились на два лагеря — и лично для меня в этом нет никакого сюрприза. Люди, которых я считал до этого бездарными, неприятными и просто глупыми — они, собственно, и оказались по ту сторону баррикад, с которой сейчас идет борьба. Нет никаких сюрпризов. Молчат в тряпочку те артисты, которые часто выступает на всяких официальных сборищах и корпоративах и т.д. И это суд не над тремя девушками, это намного важнее — оценка выносится всему обществу. Процесс над Pussy Riot — это историческое событие. И для меня он является безусловным показателем, что этой эпохе настает конец. Это стопроцентный конец Путина».

 

Павел Артемьев: «Судить, кто музыкант — кто не музыкант, не мое дело. Девушек судят так жестко не за музыку, а потому что они попали под горячую руку. Мне кажется, еще год история не получила бы такого резонанса. Хотелось бы верить, что поддержка Pussy Riot со стороны всемирно известных людей оказывает какое-то влияние… Но иногда складывается такое ощущение, что те, кого призывают к милосердию, не слышат и не видят ничего. Я, если честно, вообще не считаю весь этот «панк-молебен» таким уж большим событием, о котором нужно трезвонить на всю страну. Как будто у нас других проблем нет! А сейчас все выглядит так, как будто вся эта история призвана служит отвлекающим маневром, чтобы отвести внимание общества от более важных вещей».

 

Владимир Пресняков: «Зарубежные исполнители часто вставали на защиту демократии по своим убеждениям, не понимая специфики страны. Бывали крайне сомнительные случаи. Я не буду называть имени этого артиста, но один из очень известных людей  приехал, забрал половину гонорара — по-моему, 500 тысяч евро — вышел на сцену и сказал: «В стране, где нет демократии, я выступать не буду». Повернулся и ушел. Хотя что он знает про, допустим, Казахстан? Мне кажется, это  неправильно. Западные музыканты, которые не знают наших традиций, могут о чем угодно со стороны судить, для них это вроде как демократия. Хотя здесь ею и не пахнет. Просто есть святые вещи, и нельзя их высмеивать. Если девушки из Pussy Riot другой веры — то пусть делают все, что им нравится, но в компании своих друзей и единомышленников». 

 

Лена Катина: «Я считаю Pussy Riot коллегами и думаю, что поддержка со стороны музыкантов им необходима. Те русские музыканты, что молчат — или боятся, или согласны с тем, что происходит. Выходку Pussy Riot в церкви не одобряю, но не считаю, что они заслуживают наказания, тем более тюрьмы».

 

Дима Билан: «Конечно, не стоило так резко наказывать этих девушек. Случай беспрецедентный, у нас и закон об оскорблении личности пока плохо работает — а тут речь идет о целом сообществе верующих людей. Конечно, я не одобряю то, что они сделали. Я уважаю мнения разных религий. К этой теме нужно очень осторожно относиться. Но все равно, лишение свободы – это слишком. Можно было просто устроить показательную порку…

Почему русские музыканты не высказываются в защиту Pussy Riot? Я могу судить по себе. Музыкант располагает огромной силой влияния — но это дело каждого, очень личное. Это то же самое, что и вопрос «а за кого вы голосовали?». Кто хочет — говорит, кто хочет — не говорит. Но, мне кажется, тот, кто имеет какие-то определенные свои рычаги для того, чтобы как-то вносить добро в мир — пусть он это делает так, как это ему позволяет его совесть, его личные идеи. И я допускаю возможность, что когда-нибудь тоже выступлю подобным образом в защиту своих убеждений».

 

Андрей Касай (Narkotiki): «Коллегами, конечно, Pussy Riot мы не считаем. Потому что это никакая не музыкальная группа, а арт-перформеры. Все те наши музыканты, которые имеют активную гражданскую позицию и политические убеждения, подписали письмо в защиту Pussy Riot. Шевчук, Самойлов, Вася Обломов… А кто еще должен был поддержать? Если бы в футболке с надписью «Свободу Pussy Riot» вышла, скажем, группа Pompeya — самая большая сейчас группа из молодых — то что бы это дало? Когда RHCP выходят в в футболках «Free Pussy Riot» — это сразу заметно. Они собирают многомиллионные стадионы, и такой жест что-то значит. Тем более что им бояться нечего — они граждане другой страны, и никто ничего им за это не сделает. Вообще, мне кажется, что девчонок в любом случае посадят. А если вдруг все хорошо обернется — то это будет небольшой победой. И все нормальные люди будут рады».

 

Вася Обломов: «Я подписывал письмо в защиту этих девушек. Я считаю, что к музыке это не имеет никакого отношения. Это и к православию не имеет никакого отношения. Это исключительно политическая история. Президент нашей страны обиделся — и решил проучить этих троих девочек. Группа эта могла оскорбить только политтехнологов, а не верующих. Я думаю, что дадут им какой-нибудь год, с учетом того, что они уже отсидели.

А что касается энтузиазма больших зарубежных музыкантов – то они просто не понимают, что здесь у нас происходит.  Pussy Riot не имеют отношения к музыке. А Стинг, Энтони Кидис, Джарвис Кокер и прочие думают, что за решетку посадили русских Sex Pistols. Но мы-то знаем, что это не так. Если бы, скажем, Александра Ф.Скляра посадили бы за что-нибудь — то, думаю, Сукачев бы поддержал его, да и все остальные коллеги тоже».

 

Глеб Самойлов: «Pussy Riot – явление контркультуры, обязанное существовать в любом обществе как сопротивление социальному, общепринятому культурному пространству. Я считаю, что такие вещи должны существовать. Я подписывал письмо в защиту девушек.

А когда начинаются разговоры, про то, что Pussy Riot оскорбили чувства, я могу сказать вот что: я сам православный. Я видел, как на последнюю Зимнюю Олимпиаду, которая была провальной, отправляли нашу сборную. Это происходило в Храме Христа Спасителя. Патриарх благословил спортсменов сборной, зачитал пожелания победы. А потом вышли чиновники и на уродливом языке советских партсобраний отрапортовали: надежды оправдаем, не подведем. А вокруг стояли наши спортсмены, крутили в руках голубых плюшевых чебурашек, которые тогда были выбраны символом России. И для меня, как для верующего человека, вот та сцена была куда более оскорбительна, чем «панк-молебен» Pussy Riot».

 

Диана Арбенина: «Я православная. Была крещена в 33 года. Абсолютно осмысленно и с верой, что в церкви я найду любовь и участие. Мое глубокое убеждение в том, что именно церковь призвана ставить добро выше зла, милосердие выше порицания, всепрощение выше наказания, было попрано. Сейчас нас возвращают во времена, когда церковь объявляла крестовые походы против своих детей, заставляла их страдать, устраивала охоту на ведьм. Сегодня подогревается раскол и в без того взрывоопасном российском обществе. В русской православной церкви искать Бога бессмысленно. Там страшно и царит мракобесие. Я прошу прекратить процесс над девушками и отпустить их к  детям».

 

Владимир Шахрин: «В группе нет единого мнения по поводу происходящего. Поэтому развернутый комментарий давать затруднительно. Единственное, в чем мы все сходимся — это хулиганство, а не уголовщина»

 

Старуха Изергиль («Ансамбль Христа Спасителя и Мать сыра Земля»): «Вы знаете, я же и сам занимаюсь чем-то подобным. Я тоже приходил в церковь в 30-градусный мороз полуголым. Но при этом у себя в ансамбле мы по-другому все делаем: нам бы поржать больше. А Pussy Riot все-таки очень всерьез. 

В нашем ансамбле мы как люди — конечно, за девчонок. Но при этом наши персонажи — отморозок из Твери, безумная старуха Изергиль — они против. Мы, как православная поп-группа, планируем записать песню, в которой будем требовать жесточайшего наказания для Pussy Riot — чтобы их, не знаю, четвертовали.

Вы знаете, я к Путину-то отношусь вполне хорошо. Но он, видимо, очень обидчивый человек. Я у нас в Твери какое-то время звонил на православный канал доверия – и что бы ни спрашивал, мне каждый раз говорили одно и то же: «Будешь гореть в аду!». А в мечети — наоборот, всегда было очень хорошее отношение, и в католическом соборе ко мне всегда были добры, адом не пугали. Не понимаю, что случилось с православными. И Владимир Владимирович меня расстраивает последнее время».

 

Богдан Титомир: «Обсуждать все это некогда, еду в Крым на отдых!»

 

(afisha.ru, 06.08.12)

Последние новости