Михаил Марголис – «Крепкий турок. Цена успеха Хора Турецкого» ***

«Астрель». Книга вышла в свет в мае.

Новость о том, что после биографий «Машины времени» и «АукцЫона» Михаил Марголис пишет историю Михаила Турецкого, признаться, удивила. Насчет масштаба дарований героев книг можно спорить, но от рок-н-ролла Турецкий явно более далек, чем Макаревич, Леонид Федоров и сам Марголис. Возможно, это просто коммерческий заказ к 50-летию артиста, сделавшего предложение, от которого автор не смог отказаться? Что ж, тогда Михаил Турецкий правильно выбрал биографа: его хор имел настолько нестандартный творческий путь, что требовался специальный человек, способный описать и объяснить этот феномен – и Марголис мог стать и стал таким человеком. К тому же хор изначально работал при синагоге, а потом назывался камерным еврейским: учитывая вековые традиции антисемитизма в России, многие посчитали бы эту тему щекотливой – поэтому тем более требовался интервьюер, с которым о еврейском вопросе можно говорить без неловкости и на равных.

Заметно, что совсем без коммерческой составляющей не обошлось: о ней говорит в первую очередь размер основного шрифта, словно подсмотренный в детских книжках – благодаря внушительному кеглю удалось растянуть биографию на 288 страниц, не считая трех глянцевых блоков фотографий. Выпускать к 50-летию жалкую 200-страничную книжку герой, видимо, счел несолидным. Марголис же с первых страниц пугает неожиданным пристрастием к перечислению определений через запятую: «дееспособность, настойчивость, магнетизм выпускника Гнесинки», выглядящего «последовательным, целеустремленным, рациональным», повесть о котором нелегко сделать «контрастной, противоречивой, переплетенной из pro и kontra». Знакомые говорят о нем «аккуратно, с уважением, доверием и признательностью», а женат он на «самодостаточной, эффектной американской гражданке советских кровей». Прочитав всё это в первых четырех абзацах, можно заподозрить, что Михаил Марголис, получив гонорар, перепоручил написание текста не слишком одаренному литнегру, вооружившемуся словарем синонимов. Однако нет – дальше идет связный и удобочитаемый текст без злоупотребления перечислениями и красивостями.

Марголис описывает «крепкого турка» «аккуратно, с уважением», не впадая в апологетизацию Михаила Турецкого. Детство, обучение музыке, личная жизнь, первые карьерные успехи – неизвестные широкой публике страницы жизни нынешнего мэтра будет интересно прочесть поклонникам «Хора Турецкого». Подробно раскрыта в книге и животрепещущая тема превращения коллектива хоральной синагоги в один из самых мощных и гастролирующих проектов в шоу-бизнесе. Можно ли считать «Крепкого турка» своеобразным учебником для желающих стать популярным артистом? Отчасти да, но есть нюансы.

Немного непривычным для читателя может оказаться легкость, с которой Михаил Турецкий (по отцу Эпштейн) обсуждает финансовые вопросы. Сколько получал Миша, «бомбя» на «Жигулях», сколько тысяч долларов тратил на поддержку хора Березовский, какие гонорары коллектив получал пять и десять лет назад, а какие сейчас – разговоры о творческом развитии постоянно перетекают в хронику коммерческих издержек и извлечения прибылей. Турецкий, получивший отменное музыкальное образование, в первую очередь отличный менеджер, сделавший хороший гешефт – и если вы готовы постоянно считать деньги и думать о позволяющей остаться на плаву степени компромисса с собственным вкусом, тогда да, эта книгу можно использовать как учебник. Хотя описанное сочетание талантов музыканта и бизнесмена встречается в жизни очень-очень редко.

Алексей Мажаев, InterMedia

 

Последние новости