Борис Гребенщиков: «Раньше музыкальный центр был сердцем дома, а сейчас многие используют музыку как звуковые обои для компьютера»
(ПОЧЕМУ РЕШИЛ ОТПРАЗДНОВАТЬ 4000-ЛЕТИЕ ВМЕСТО 40-ЛЕТИЯ)
«Историки по-разному оценивают, сколько нам лет. (Смеется.) Знакомые археологи рассказывали, что среди древних свитков Мертвого моря нашли тогдашний райдер «Аквариума». В конце концов, какая разница? Главное - сколько я себя помню, «Аквариум» есть или должен быть. С самого рождения меня не покидает ощущение ликования и восторга, которые есть в музыке. Поэтому когда мы сами стали ею заниматься, то исходили из этих понятий».
(О ПЕЧАЛЬНЫХ ПЕСНЯХ)
«Когда я их пою, на самом деле испытываю боль. Поэтому они действуют. А когда люди поют, не переживая в этот момент того, о чем поют, мне делается скучно. Мне кажется, они халтурят, «бубнят». А хочется, чтобы тот, кого я слушаю, делился со мной подлинной энергией и радостью».
(О РОЛИ МУЗЫКИ)
«Мне кажется, что музыка сейчас временно теряет роль выразителя коллективной души человечества. Она перестала быть чем-то главным для большинства людей. Раньше у всех моих друзей музыкальный центр был сердцем дома. А сейчас многие используют музыку как звуковые обои для компьютера».
(О ЧАСТЫХ КОНЦЕРТАХ В МОСКВЕ)
«Да, у нас бывает за год 5-6 выступлений в столице. Я люблю Москву. Сейчас мы играем большие «юбилейные» концерты, и мне это страшно нравится. А когда надоест, опять будем играть акустические концерты в маленьких клубах. Для меня это более естественная форма жизни».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Как только выезжаешь за пределы Садового кольца, выясняется, что остальная Россия не интересуется политикой. Ни с какой стороны. За два месяца гастролей по Сибири и Уралу «про политику» у меня ни разу не спросили. И этот феномен москвичу сложно понять. Москва - это особый уклад жизни, имеющий отношение не столько к России, сколько к структурам власти и моды. Москва не интересуется «провинцией», а большая часть России, кажется, считает, что Москва ей абсолютно не нужна».
(О МИТИНГАХ)
«Много моих любимых друзей принимает в них самое живое участие. Я же - увы! - не очень верю в действенность митингов».
(ЗАСТАВЯТ ЛИ ПРОТЕСТЫ ЗАДУМАТЬСЯ ВЛАСТЬ)
«Боюсь, что власть не задумывается. Государство - это система, занятая только собственным выживанием. Не только в России, но и во всем мире. Людям я могу верить; машинам верить бессмысленно».
(ОБ «ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ»)
«После «оранжевой революции» какое-то время казалось, что Украина становится частью Европы, но потом власти скатились к такой нелепости, что потеряли доверие собственного народа. В Киеве мне несколько раз приходилось видеть политические теледебаты... это удивительно напоминало перебранку на рынке. Без уважения к человеческому достоинству другого человека демократия невозможна».
(О РОССИЙСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ)
«Я не имею права судить о нашем шоу-бизнесе, потому что не знаю его. И знать не хочу. Один мой знакомый ударник любил приговаривать: «Чего не сделаешь за чирик». Эти слова во многом определяют культурную политику России. Культура отдана на откуп торговцам. Что, с моей точки зрения, - преступление против собственного народа. Этому должна быть альтернатива. И «Аквариум» по мере сил пытается предоставлять ее все эти 40 лет».
(«Аргументы и факты», 28.03.12)