Василий Шумов: «Музыкант не должен лезть в политику? Так говорят приспособленцы»

(ОБ АЛЬБОМЕ «МНЕ ХОРОШО, ЧАСТЬ 1»)

«Альбом планировался задолго до сентября 2011-го. Песню «Танец пуделя» я впервые исполнил год назад, многие другие песни были записаны до «рокировки». В сентябре, когда Путин удивил своим заявлением весь мир, альбом был в процессе записи. Дело же не в самом факте рокировки. Для меня она не стала сюрпризом, к этому все шло, поэтому содержание и направленность песен остались без изменений».

(О БЕСПОЛЕЗНОСТИ БОРЬБЫ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ)

«Мне на протяжении всей музыкальной карьеры говорят подобное. В СССР меня спрашивали, зачем я написал песни «Времена года» и «Мой район». В 90-е годы задавали такой же вопрос про «Химическую зависимость». Как показала практика, мои песни имеют свойство несколько опережать свое время. Приспособленцы разглагольствуют, что музыкант должен заниматься музыкой и не лезть в политику. Но я считаю, что современное творчество должно находиться в гуще событий».

(О ВОЗВРАЩЕНИИ В РОССИЮ)

«В первую очередь я столкнулся с музыкальным сообществом – и с коллегами «из 80-х», и с новым поколением. И вот там были тотальные апатия и приспособленчество: люди погрязли в корпоративах, в обслуживании частных мероприятий, превратились в лабухов из сферы обслуживания. Фактически они прекратили существование как творческие лица, пульса в них не было. Не у всех, конечно, но у большинства. Мне захотелось что-то изменить».

(О РОССИИ И АМЕРИКЕ)

«В Америке власть никто не узурпировал, там можно поменять власть на выборах. Здесь – невозможно на сегодняшний момент. Так что некорректно сравнивать. Все знали, что Буш максимум на восемь лет, а потом уйдет. Так и получилось. В России власть узурпирована, захватившая ее структура все под себя подобрала и не собирается сменяться. Это вызывает некоторое уныние. С другой стороны, и музыканты у нас оказались слабачками. Они отказались вести за собой хотя бы часть своих слушателей, стали потакать власти, обслуживать, а это, на мой взгляд, только фиксирует творческую кончину. Музыкант не должен функционировать с оглядкой на социальный запрос. Он сам формирует энергетическое поле, пропускает через себя какую-то креативную энергию. Музыкант должен предлагать свое, а не обслуживать других».

(ЧТО ОН ПОЧУВСТВОВАЛ, КОГДА ЛОЗУНГИ МИТИНГОВ ПРЕВЗОШЛИ В РАДИКАЛЬНОСТИ ЕГО ПЕСНИ)

«Я испытывал большую симпатию к тому, что появляются новые идеи, что люди пошли дальше. Не надо забывать, что альбом – это, в конце концов, музыкальное произведение. Через какое-то время по нему можно будет судить о ситуации, в которой мы жили. Сочиняя песни, я не ставил себе цель сделать сборник лозунгов. Просто описывал ситуацию. Рад, что она изменяется».

(ОБ «АКТИВИСТСКОЙ» МУЗЫКЕ)

«Дело в том, что сформулированный мной термин «активистская музыка», или акт-рок, пока настолько новый, что музыкантам приходится разъяснять, что я под этим подразумеваю. Мне присылали хорошие песни, в которых было содержание, но не было этого активистского ядра. Жанр только формируется, это новое явление в нашей музыке, появившееся в конце нулевых.

Я пытаюсь мотивировать музыкантов разных поколений, которые, может быть, находятся на распутье. Всем рекомендую: попробуйте что-то сделать в акт-роке. Кто знает, может, в попытке погнаться за модой кто-то сделает как раз то, что надо, что выстрелит. Пишите песни протеста! Не исключено, что они принесут вам новое вдохновение и второе дыхание, дадут вашей карьере новый импульс».

(ПОЧЕМУ ТАК МАЛО МУЗЫКАНТОВ СРЕДИ ПРОТЕСТУЮЩИХ)

«Боятся потерять приработок и какую-то часть комфорта. Но я считаю, что причины глубже, их надо искать на духовном уровне. Если человек умер как творческая личность, он доживает свой век механически. У духовного существа не может не быть реакции на то, что происходит. А если живешь только как физический организм, можно никуда не соваться и выползать из норки только за гонораром. У многих музыкантов не осталось пассионарности – только механическое набивание желудка и карманов. Многие музыканты за последние десять лет встроились в путинскую вертикаль власти. Они прижились в тепле, их вывозят на корпоративы, показывают по телевизору – и они этим довольны. Им этого хватает, и они боятся это потерять».

(ОБ ИНТЕРНЕТЕ)

«Музыкантам нужно прийти к осознанию факта, что мир изменился, и выпуск альбомов теперь является сугубо творческим усилием, не приносящим денег. К этому привели технологии и развитие цивилизации – довольно неожиданно, но это факт. Музыкантам остается порекомендовать быть в миру с этой ситуацией. Им ничего не остается, как придумать свой собственный способ творческого, креативного существования. Но музыка не закончилась от того, что за диски перестали платить. Музыка востребована».

(«Новые известия», 03.02.11)

Последние новости