«Иван Царевич и Серый Волк»: серый кардинал против первого министра ****

Мультипликационный фильм «Иван Царевич и Серый Волк» (2011, режиссер – Владимир Торопчин, роли озвучивали Артур Смольянинов, Никита Ефремов, Иван Охлобыстин, Михаил Боярский, Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Кристина Асмус) вышел в прокат 29 декабря.

Поставить на поток съемку качественных полнометражных рисованных мультфильмов в лучших классических традициях Уолта Диснея и Ивана Иванова-Вано российским специалистам удалось только тогда, когда весь мир во главе с наследниками Диснея перешел на анимацию компьютерную, да еще и с объемными 3D-эффектами. Здесь можно было бы предсказуемо сравнить «Ладу Калину» с «Мерседесом», однако автор не будет этого делать. Во-первых, увлечение компьютерными эффектами связано не только с технологическими удобствами, но и с модой – так что с этой точки зрения рисованные мультики пострадали совершенно незаслуженно. А во-вторых, как показал небольшой опрос после сеанса, дети ХХI века вовсе не так зациклены на 3D, как представляется воротилам кинобизнеса: юному зрителю важнее яркая картинка и остроумный сюжет, а средства достижения этих целей совершенно вторичны.

Студия анимации «Мельница», известная рисованными полнометражками про богатырей, выпустила очередной мультфильм, основанный на русском народном материале. Как и сценаристы «Шрека», создатели «Ивана Царевича и Серого Волка» основательно перемешали несколько известных сказочных сюжетов, сдобрив их хорошей порцией постмодернистского юмора. «Царевич» - великолепный способ семейного времяпровождения в новогодние каникулы: скучать не придется ни детям, ни взрослым. Среди персонажей – приближенный к Царю Серый Волк, от лица которого и ведется повествование; Иван из Тридесятого Царства, мечтающий стать пожарным, но вынужденный искать то, не знаю что; царевна Василиса Премудрая, мечтающая выйти замуж, несмотря на высокий IQ; чудаковатый, но добрый Царь Тридевятого Царства; злокозненный Первый Министр, поклоняющийся Его Темнейшеству; Кащей Бессмертный, говорящий в манере Эдварда Радзинского; Кот Ученый, работающий гидом на Лукоморье; дородная Русалка, раз восемь падающая с дуба с коронной фразой «Ну я же соскальзываю!» и т.д. Волк прямым текстом называет себя серым кардиналом, Царь задумывается об «Операции «Преемник», однако не торопитесь искать в сценарии «сурковскую пропаганду» или злободневные политические намеки. Как и все фильмы «Мельницы», «Царевич» с доброй иронией говорит о России, но не сиюминутной, а вообще – это место, где всегда хоть что-нибудь, да не слава богу; но это же не повод не любить непутевую страну, где в нужный момент даже Змей Горыныч может прийти на помощь.

Авторы «Ивана Царевича и Серого Волка» кое-что подсмотрели даже у Джоан Роулинг: материализация Темнейшества отсылает ко второму рождению Волан-Де-Морта, а его поведение напоминает о дементорах. Сценаристы позволяют себе неожиданные лирические отступления, вроде бы тормозящие сюжет, но не раздражающие, поскольку обилие смешных шуток это вполне компенсирует. Добавим к выверенным репликам прекрасный ансамбль актеров озвучки – чего стоят только очередной кот Михаила Боярского, Горыныч Сергея Гармаша и кокетливая Баба Яга Лии Ахеджаковой, да и Смольянинов здесь раскрывается, пожалуй, сильнее, чем в любой из своих киноролей. На выходе получаем умный, качественный и веселый продукт, которым сегодня вполне может гордиться российская мультипликация и который спустя годы не откажутся посмотреть даже внуки нынешних зрителей.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости